Русские монеты седой Руси

Правила форума
Размещение интересных статей и заметок
Коллежский регистратор
Коллежский регистратор

Автор темы
vld
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 05 дек 2016, 23:38
Репутация: 37 [ / ]
Имя: Владислав

Русские монеты седой Руси

Сообщение vld » 12 янв 2017, 01:29

Древнерусское государство возникло еще в начале IX в., т.е. более чем за столетие до обращения в христианство жителей Киева, которое произошло по распоряжению князя Владимира Святославича, предположительно в 988 г. и получило название "Крещение Руси”.
Находясь в центре восточнославянских племен, Киевская Русь в IX--X вв. объединила их вокруг себя и вела успешную борьбу с кочевниками, Византией и варягами. На основе интенсивного развития земледелия, ремесла и торговли число русских городов на рубеже X-XI вв. выросло, по данным летописи, от 25 до 90. В них рядом со старой племенной знатью сформировался новый правящий слой, исполнявший административные и военные функции. Торговые пути связывали эти центры ремесленного производства и товарного обмена со многими государствами и городами Западной Европы и стран Востока. Русь вывозила в больших количествах шкуры, меха, мед, воск, а ввозила серебро (собственной добычи которого в России не было до конца XVII в.), оружие, ткани, украшения, пряности. Первоначально функции денег у восточных славян исполняли скот и меха, но еще с конца VIII - начала IX вв. на Руси появились серебряные восточные монеты - дирхемы Арабского халифата, а в X в. - золотые и серебряные монеты Византии. В X в. был составлен первый русский судебник “Русская Правда”, регулировавший наиболее важные моменты в социальных отношениях населения Руси. В этой обстановке языческая религия с множеством местных божеств, выражающих связи человека только с природой, становилась слишком ограниченной. Сложности новых общественных отношений могло соответствовать одно лишь мировоззрение христианства. Особенно сильно окрепла Киевская Русь экономически, политически, идеологически и в военном отношении в эпоху князя Владимира Святославича (980-1015).
Русские монеты седой Руси - vladimir-velikiy.jpg

Для защиты от кочевников-печенегов князь Владимир построил несколько оборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальных вышек. После нескольких победных походов против Византии, Владимир заставил империю считаться с мощью Киевской Руси, при посредстве Византии старался превратить Русь из опасного ее противника в возможного союзника путем “крещения Руси” по константинопольскому образцу. Сам Владимир принял христианство от византийцев в захваченной им в 988 г. византийской крепости в Крыму Херсонес Таврический (Корсунь), которую он вернул Византии лишь в качестве выкупа за невесту - сестру совместно правивших в это время византийских императоров Василия II и Константина VIII (976-1025) принцессу Анну. В Киев Владимир возвратился не только с царицей, но и с византийскими священниками, которых он взял с собой из Корсуни для обращения в новую веру своих подданных. Таким образом, Русь стала христианской на вершине своего политического и военного могущества. И христианскую религию в качестве мощного идеологического фактора общественной жизни, Владимир тоже использует для объединения и усиления своей державы. Получив официальное начало в эпизоде массового крещения киевлян в 988 г. и в принятии феодальной верхушкой Киевской Руси христианства, как государственной религии, христианизация укрепила и развила русскую государственность.
Под руководством греческих мастеров началось сооружение монументальных каменных зданий.
Письменные источники молчат о начале русского самостоятельного чекана. Лишь намеки на возможность выпуска монет в интересующее нас время содержатся в двух рассказах Повести временных лет о раздаче князьям “имения”, в том числе денег, во время государственных торжеств в XI—XII вв. Во исполнение этого традиционного обычая могли производиться даже специальные монетные переделы. Соответственно из нескольких (восьми или девяти) типологических групп и состоит весь исторический комплекс древнейших русских монет X-XI вв. с именами Владимира, Святополка и Ярослава. По внешнему виду эти монеты настолько похожи на византийские монеты X в., что когда в Эрмитаж в 1804 г. впервые поступили русские златники из клада, найденного в Пинске (Беларусь), они были приняты за византийские золотые монеты-солиды. Общая для первых русских золотых и серебряных монет композиция изображений сравнительно с византийским ее прототипом несколько видоизменена. Так как князь изображен не погрудно, а сидящим на престоле.
Выпуск золотых монет в 988 г. остался в чекане Владимира единственным, серебро же чеканилось и в последние годы его правления. При этом обязательным становится изображение престола как прямой иллюстрации к первой половине легенды.
Русские монеты седой Руси - монета-Владимира-Святославича.jpg

После смерти Владимира в течение нескольких лет продолжалась кровопролитная борьба за Киевский престол между его сыновьями. В ходе этой борьбы Киевом дважды овладевал князь Святополк, успевавший каждый свой захват столицы Киевской Руси отметить выпуском сребреников.
Такой же двузубец присутствует еще на двух типах сребреников, имеющих в надписи, однако, имя не Святополка, а Петра. Эти монеты отчеканены, по-видимому, в 1018 г., когда Святополку снова удалось ненадолго захватить Киев с помощью тестя, польского короля Болеслава Храброго. Таким образом сребреники 1018 г. сообщают нам второе (христианское) имя князя Святополка (Петр).
Русские монеты седой Руси - Srebrenik_1016.jpg

Систематизированный ряд из 340 русских монет X-XI вв. - не только выразительная коллекция памятников русского средневекового ремесла и искусства, языка и письма, экономики и политики, но и внушительная часть всего фонда памятников своего времени. Пристальное визуальное изучение всех сохранившихся монет позволило судить о них как об изделиях металлообрабатывающего ремесла и понять способ изготовления, тем самым как бы заглянуть на древнейший русский денежный двор конца X в., хотя из-за отсутствия летописных данных и соответствующих археологических материалов конкретное местоположение таких мастерских остается неизвестным. Чеканка могла вестись на княжеских дворах Киева и Новгорода, являвшихся сложными комплексами жилых, хозяйственных и производственных помещений, или по заказу - в самостоятельных городских мастерских вне княжеского
двора. Определить это могут только новые археологические открытия. Согласно новейшим данным, возникновение киевских государственных мастерских по художественной обработке металла, организованных на базе княжеского вотчинного хозяйства, относится к эпохе княгини Ольги и князя Святослава Игоревича, т. е. к 50-70 гг. X в., причем выявлены не только постоянные мастерские разных школ, с определенными стилистическими и техническими традициями, но и свидетельства творческого использования мастерами достижений восточной и византийской школ. Штемпели, сопряженные в орудии щипцах, были, видимо, бронзовыми и из-за нестойкости требовали неоднократной правки, чем и объясняется множество штемпелей, каждый из которых представлен всего одной монетой, и лишь единичные штемпели известны несколькими монетами. Любопытно, что именно технологический прием художественной обработки металла характерен для части киевских мастерских, где листовидные подвески к ремням конской сбруи отливались в двусторонних глиняных формах, полученных путем оттиска готового изделия. На чеканку монет шли драгоценные металлы из княжеских сокровищниц, скапливавшиеся в результате регулярного сбора дани. Как известно, князь Владимир Святославич только из одного Новгорода ежегодно получал 2000 гривен серебра (весом 204-206 грамма каждая). Но денежные переделы сильно опустошали казну. Этим, по-видимому, объясняется, что князь Ярослав Владимирович смог отчеканить свои сребреники в Новгороде лишь после отказа в 1014 г. от ежегодной выплаты киевскому князю. Сырьем был металл иностранного происхождения, так как собственных разработок золота и серебра Русь, как известно, не имела до конца XVII в. Легенды древнейших русских монет интересны также, как редкое собрание почерков русских людей рубежа X-XI вв., дающее возможность представить восприятие письменной
графики отдельными индивидуумами, проследить ход освоения ими навыков письма, заглянуть в психологию русского человека X в. Как памятники искусства монеты X-XI вв. интересны прежде всего древнейшими русскими портретами. Бесспорно не относящиеся к портретному жанру в современном смысле, изображения князей оставались для авторов
штемпелей условными портретами даже в искаженном от многократного копирования виде. Русские резчики сначала ученически повторяли доставшиеся византийские образцы с глубоким рельефом изображений, унаследованным от античности. Толстые литые кружки-заготовки для златников и части сребреников типа I позволяли мастеру достигать “скульптурного” впечатления. Тонкие и широкие кружки остальных выпусков обусловили графическую манеру исполнения их штемпелей. Переходу к графическому исполнению монетной композиции, безусловно, способствовала вековая привычка местного населения к арабскому дирхему с его, в принципе, графической двух плановой (надпись и фон) композицией. Ввиду весовой зависимости сребреников от дирхемов это представляется вполне естественным. Но еще прямее графическое начало, выразившееся в ленточной контурности рисунка, связывается с традициями русской плоско-рельефной чеканки и с наличием у восточных славян уже в дохристианскую эпоху высокоразвитой культуры художественной обработки металла. Велико при этом значение и технико-стилистической общности древнейших русских монет. Однако выпуск собственной монеты в Киеве на рубеже X-XI вв. явился вещественным свидетельством независимости и самостоятельности древнерусского государства.
Но на Руси наступил длительный, так называемый без монетный период денежного обращения XII - первой половины XIV вв. От этого времени не дошло никаких монетных находок на территории русских княжеств, но имеется большое количество кладов серебряных слитков двух видов и двух весовых норм. Но для повседневной мелкой розничной торговли 200-граммовые слитки были слишком велики. Роль мелкой разменной монеты на городских рынках выполняли различные виды товаро-денег: дешевые женские украшения (стеклянные бусы, браслеты); раковины-каури с берегов Индийского океана; условные кредитные “кожаные” деньги. В различных княжествах и городах был собственный набор товаров денег, со своей же местной системой денежного счета; но все эти системы имели общий высший элемент в виде единого для всех регионов серебряного слитка в 204 грамма.
Необходимые условия для возобновления русской национальной чеканки сложились только в последней четверги XIV в. с возвышением великих княжеств и городов Москвы, Рязани,
Нижнего Новгорода на основе постепенного восстановления товарного производства в процессе борьбы с татаро-монголами. Наиболее сильным в экономическом и политическом отношении стало в этот период Великое княжество Московское во главе с князем Дмитрием Ивановичем Донским. При нем-то и началась в Москве новая самостоятельная русская государственная монетная чеканка, длящаяся с тех пор непрерывно до нашего времени.

Вернуться в «Журнал статей»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость