Монеты (история)

Правила форума
Размещение интересных статей и заметок
Коллежский регистратор
Коллежский регистратор

Автор темы
vld
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 05 дек 2016, 23:38
Репутация: 37 [ / ]
Имя: Владислав

Монеты (история)

Сообщение vld » 02 янв 2017, 17:42

Важнейшие достоинства монет как исторического документа — серийность, хронологическая непрерывность, чуткая реакция на экономические и политические общественные потрясения, выражающаяся в изменениях как внешнего вида, так и качественных показателей. Надписи на монетах сообщают о странах, городах и государственных деятелях, часто неизвестных по письменным, археологическим или фольклорным материалам; разнообразнейшие изображения демонстрируют образцы бытовой утвари орудий производства и вооружения, одежды и причесок, личные и государственные гербы, не дошедшие до наших дней произведения искусства и архитектуры, бесконечные портретные галереи исторических лиц. мифологические и бытовые сценки и т. д.
Монета — один из самых массовых предметов вначале ремесленного, а затем — и машинного производства, поэтому она является и памятником истории технической мысли. Нередко именно на монетных дворах претворялись в жизнь нововведения, авторами которых были выдающиеся деятели науки и культуры. Порою техника монетного дела вторгалась в совершенно чуждые ей сферы. Так Иоганн Гутенберг, изобретший в начале 1440-х гг. книгопечатание, принадлежал к роду монетчиков и в основу своего бесценного открытия положил принцип чеканки монет.
В 1863 г. на острове Самофракия (Эгейское море) обнаружен торс мраморной статуи и обломки ее пьедестала в виде носовой части корабля. Фрагментарность этой скульптурной
композиции не позволяла определить, кому именно она посвящена. Тем не менее загадка разрешилась благодаря тетрадрахме македонского правителя Деметрия Полиоркета,
выпущенной в ознаменование разгрома египетского флота в сражении у Саламина (восточное побережье острова Кипр) в 306 г. до н. э. На этой монете была отчеканена стоящая на
корабельном носу Нике — крылатая богиня победы. Сходство изображения с находкой привело к однозначному заключению: статуя посвящена Нике.
Около 2500 лет назад на Акрополе — холме в центре Афин — был воздвигнут театр. Время начисто стерло следы этого фундаментального сооружения, но место его расположения установлено по древнегреческим монетам с изображением застроенного общественными зданиями Акрополя. Успешные археологические раскопки позволили осуществить реконструкцию этого уникального творения античного зодчества.
Плутарх и Страбон сообщают о Скилуре — могущественном царе скифов. В 1946 г. при археологическом исследовании развалин столицы скифов Неаполя (на окраине г. Симферополя) обнаружен мавзолей с 72 захоронениями. По черепу самого богатого из них антрополог М. М. Герасимов создал скульптурный портрет, при сопоставлении которого с барельефным
и монетными изображениями стало очевидным: открыто погребение Скилура!

Внешние данные монеты выражены аверсом и реверсом, полем, опушкой (круговое возвышение у края поля), гуртом (боковая поверхность, ребро), легендами.
Встречаются «немые» (анэлиграфные) монеты, легенд не имеющие, или же с не читаемыми псевдо легендами в виде бессмысленного набора букв или их имитаций (среди наиболее
грубо выполненных фальшивых и подражательных монет). Помимо средств денежного обращения (регулярных и спорадических выпусков государственных монетных дворов,
современных им образцов фальшивой и подражательной чеканки) существуют монеты, никогда не бывшие деньгами — пробные, донативные (дарственные), новодельные и антикварные подделки.
Пробы— опытные образцы-эталоны номиналов новых денежных эмиссий, представлявшиеся на одобрение эмитентов.
Донативы — выбитые высокохудожественными штемпелями сувениры, предназначенные для пожалования узкому кругу привилегированных лиц. В донативной роли нередко выступали малотиражные памятные (мемориальные, коммеморативные. медальные) монеты.
Новоделы — специфически коллекционный материал, выпущенный Монетным двором с помощью устаревших подлинных штемпелей, иногда подвергнутых предварительной обработке
(полировке поля, подправкам деформированных надписей и изображений).
Антикварные подделки — изготовленные вне монетных дворов фальсификаты, предназначенные для сбыта неопытным собирателям. Чаще всего они представляют собой более или менее удачные копии нумизматических раритетов, но имеются среди них не имеющие реальных прототипов совершенно фантастические фабрикации и подлинные монеты, «обогащенные» дополнительными надписями или изображениями.
Наряду с монетами к нумизматическим памятникам относятся медальоны и медали, счетные и мемориальные жетоны, боны (марки) и другие монетовидные изделия, нередко
изготовленные из кожи, бересты, картона, стекла, фарфора, пластмассы и иных нетрадиционных материалов.

Вернуться в «Журнал статей»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость