Сюжеты на нотгельдах.

Электронный каталог
Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 май 2018, 18:14

С 1918 года общины и города Германии начали выпускать целые тематические серии нотгельдов-банкнот(Serienscheine –серийшеин), причём часто одинакового номинала. Они часто напоминают маленькие картины, поэтому иногда их называют также как "иллюстрированный денежный суррогат".
Фантазия в выборе тем и сюжетов не знала границ. В некоторых городах дабы показать свою индивидуальность стали изображать местные достопримечательности, местных героев, отображать на нотгельдах некие исторические события.
Изображалось всё, что могло прийти в голову художникам. Наряду с видами городов на купюрах стали чаще появляться действующие лица и сценки из литературы, мира сказок и легенд.

Часто задаваемые вопросы именно по этой теме, "что и кто изображён на нотгельд(ах)е"

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 май 2018, 18:50

Альтенбург и серия "Skat"
Сюжеты на нотгельдах. - alten.JPG

На нотгельдах Альтенбурга изображены местные достопримечательности и игра скат(Skat).
Скат - дна из самых популярных карточных игр в Германии, а также широко известная во всем мире. Скат возник в начале XIX века в результате объединения нескольких карточных игр: таропи, трапполи, ломбера, копы, соло. Первые правила Ската установил нотариус и адвокат из Альтенбурга Фридрих-Фердинанд Хемпель. Позже единые правила игры были утверждены на первом Конгрессе по Скату в немецком городе Альтенбурге, который с тех пор получил титул "города Ската".
В скат традиционно играют немецкими картами, в которых названия мастей и некоторых карт отличаются от французских, принятых в России.
Трефы — желуди, кресты;
Сюжеты на нотгельдах. - крести.JPG

пики — листья, вино, зелень;
Сюжеты на нотгельдах. - пики.JPG

червы — сердце;
Сюжеты на нотгельдах. - черви.JPG

бубны — звонки, бубенчики.
Сюжеты на нотгельдах. - буби.JPG

Даме соответствует карта обер (Ober), валету — унтер (Unter).
Играют в скат втроем колодой карт в 32 листа (существуют также варианты для четырех, пяти и шести игроков: при любом количестве игроков играют с картами в руках трое, а остальные сидят).
Особое значение в игре скат имеют валеты (унтеры), играющие роль старших козырей. Самый старший козырь — валет трефовый, называемый также старик, или старый, затем идут по старшинству пиковый, червовый, бубновый валеты.
Различают классический скат, по которому в Германии проводятся турниры всех уровней: городские, районные, земельные и т. д. — и народные варианты, в которые играют в домашнем и дружеском кругу, в кабачках, пивных и т. д.

Во всей игре каждый из трёх игроков играет за себя, но в каждой отдельной игре один игрок, выбранный в процессе торговли, играет против двух других. Если играют четверо, то каждый игрок пропускает один раунд из четырёх. Противникам не разрешается общаться друг с другом любыми путями, кроме как своим выбором карт, которыми они будут ходить.
Главная цель в «нормальной» игре — набрать больше половины очков. Тот, кто делает это, зарабатывает несколько игровых очков; тот, кто проигрывает, теряет игровые очки. В конце раунда выигрывает человек, набравший больше всего игровых очков.

Сюжеты на нотгельдах. - 6a8b48c269ae323b42cc25574a71c1ef_s-3213.jpg

В 1903 году в городе Альтенбург, был сооружен фонтан Скатбруннен, посвященный игре Скат, где символические скульптуры валетов разных мастей ведут свою борьбу.
Это единственный памятник игральным картам.

Сюжеты на нотгельдах. - 44c648b5f9293f2781babda088a18fa7_i-7109.jpg


Альтенбург издавна известен своим производством игральных карт, которым посвящён музей, размещённый в городском замке.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 30 май 2018, 09:59

"Чёрные гусары"

Сюжеты на нотгельдах. - фото0.jpg


На лицевой стороне нотгельдов города Штольп(Stolp), теперь польский город Слупск, изображён скелет и девиз «Vincere aut mori» с латинского «Победа или смерть» - символика и девиз " черных гусар " или " гусар смерти ".

Сюжеты на нотгельдах. - фото1.jpg


Первые упоминания о чёрных гусарах можно отнести ко времени правления Фридриха II Великого. Пятый гусарский полк (чёрные гусары, гусары смерти) был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия, а знаменитую эмблему – “мертвая голова”(Totenkopf) (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти и означала неустрашимость в бою. По другой версии символ имеет христианские корни: Адамова голова, омытая кровью Христа, которая смысла скверну и открыла путь к спасению. То есть что-то вроде " смертию смерть поправ". В любом случае "адамова голова" была скорее связана с жертвенностью - просто потому что скакавшие на пушки гусары во всех армиях были "группой смертников", и их постоянные кутежи были своего рода постоянной тризной по самим себе, прощанием перед весьма вероятной смертью в ближайшей атаке. Черные гусары носили эмблему мертвой головы, одевались во все черное и нагоняли ужас на противников своей безжалостностью и жестокостью — которую они специально демонстрировали, дабы устрашить врагов Пруссии.

Сюжеты на нотгельдах. - фото2.JPG


Воспоминания участников семилетней войны свидетельствуют о том, что одним своим видом чёрные гусары нагоняли ужас на противника. Вот так описывает их барон Иоган Архенгольц, капитан прусской армии: “Черная их одежда и мертвая голова на киверах, символ гроба, придавали этому страшилищу, с острой саблей в руках, вид грозный. Черные гусары сии были всегда ужасом для самых храбрейших Французских полков. По слухам, при чьем либо малейшем сопротивлении гусары сии не давали никому пардону, и сила этого мнения столько глубоко вкоренилась, что целые полки убегали перед малым числом их; нередко один черный гусар, считаемый за адского выходца, приводил в лагерь много пленных”.

Во времена наполеоновских войн, на основе традиций старого 5-го гусарского полка, были сформированы лейб-гвардейские 1-й и 2-й гусарские полки, символом которых так же была мёртвая голова. 1-й полк особо отличился в “битве народов” под Лейпцигом. Помимо этого, эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи.

Сюжеты на нотгельдах. - фото3.jpg

Последним почётным шефом 2-го полка был фельдмаршал Август фон Макензен. Уникальная личность. Успел повоевать за прусского короля в 1867-1871, германского императора в 1914-1918 и немного за 3-й рейх (номинально являлся фельдмаршалом вермахта в свои 95 лет, но ни в руководстве армии, ни, естественно, в боях участия не принимал)

Сюжеты на нотгельдах. - фото4.jpg


В Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «бессмертные») отличавшиеся схожей формой, это был 5-й Александрийский гусарский полк.
Почему Александрийские гусары называются «Безсмертными»? Официальных документов, конечно, по этому вопросу не имеется, но существует легенда, возможно и правдоподобная, что это наименование было присвоено полку в Отечественную войну после сражения при р. Каубахе 14 августа 1813 года. За это сражение, Александрийский гусарский полк был награжден надписью на шапках «За отличие 14 августа 1813 года».

Сюжеты на нотгельдах. - фото5.jpg


Легенда такова:
Во время боя у Каубаха, Александрийцы, с временно командующим полком полковником князем Мадатовым, составляли одну бригаду со своими союзниками немецкими «Гусарами Смерти». После ряда блестящих атак этой бригады, во время проливного дождя и бури, генерал Блюхер, подъехав к Александрийцам, забрызганным грязью «с киверов до пят» поздравил их с блестящей атакой, полагая, что это его «Гусары Смерти».

Сюжеты на нотгельдах. - фото6.jpg

Генерал Блюхер

Когда выяснилась ошибка генерала Блюхера, то князь Мадатов, доложил, что «это не «Гусары Смерти», а «Бессмертные». С тех пор Александрийцы и присвоили себе это наименование, которое существовало еще в древние времена при персидском царе Ксерксе, имевшем при себе лучших воинов-телохранителей, которые назывались «Бессмертными».
С этого времени 5-й Александрийский полк получил полуофициальное наименование «Бессмертные гусары». Александрийцы сами предпочитали называть себя именно так. Их также называли «Черные гусары» — за характерную униформу.
«Адамова голова» (мертвая голова) является древнехристианским символом и в Русской армии символизировала готовность умереть за Веру, Царя и Отечество, обретая тем самым бессмертие.
Александрийские гусары с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну.
Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К.П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. На базе полка создан 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА. В 1919 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА развернут во 2-ю бригаду 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 июл 2018, 21:07

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны

На лицевой стороне набора из 6 штук нотгельдов Берлина изображён немецкий почетный памятный знак Мировой войны(Deutsche Ehrendenkmünze des Weltkrieges).

Сюжеты на нотгельдах. - Scan-170615-0007.jpg


Немецкий почетный памятный знак Мировой войны в отличие от сотен других неофициальных ветеранских знаков, продававшихся в послевоенной Германии, имеет весьма необычную историю. Он вполне мог стать официальной наградой Германской Империи, будь он учрежден еще осенью 1917 г., когда обсуждалась необходимость создания памятной медали для военнослужащих-фронтовиков. После того, как эта идея получила поддержку самого императора Вильгельма II и ряда глав германских государств, в июле 1918 г. немецким художником Францем Стассеном (Franz Stassen, 12.02.1869-18.04.1949) был разработан дизайн медали. Однако ход дальнейших событий оказался неблагосклонен к этой награде, о которой к концу войны и в вихре революционных событий в итоге попросту забыли.

Идея памятного знака была возрождена послевоенной берлинской ветеранской организацией Союз солдат-националистов (Verband nationalgesinnter Soldaten), в рамках которой существовал Орденский совет, занимавшийся различными вопросами, связанными с вручением медали. Незадолго до запрета Союза его “наградной отдел” под названием Орденский совет Немецкого почетного памятного знака Мировой войны (Ordensrat der Deutschen Ehrendenkmünze des Weltkrieges) заявил о себе как самостоятельная структура и переехал в баварский г.Буксхайм (Buxheim). Устав этой организации был принят 21.09.1921 г. Во главе Орденского совета находились почетный маршал (Ehrenmarschall) – генеральоберст Карл фон Айнэм (Karl Wilhelm Georg August Gottfried von Einem genannt von Rothmaler, 01.01.1853-07.04.1934), военный министр Пруссии (1903-1909) и командующий 3-й армией в годы Великой Войны, а также канцлер. До 1924 г. пост канцлера занимал хауптманн в отставке Рудольф Херинг-Дойчвер (Hauptmann a.D. [außer Dienst] Rudolph Hering-Deutschwehr). Кстати, именно он явился инициатором возрождения памятного Знака. Кавалеры награды объединялись на добровольной основе в т.н. “Немецкий почетный легион” (Deutschen Ehrenlegion), название которого было позаимствовано у знаменитого Французского почетного легиона (La Légion d'honneur). Немецкий почетный легион подразделялся на группы, а кавалеры награды получали право именоваться “рыцарями Немецкого почетного легиона”. Среди его членов, в частности, значились генеральоберст Эрих Людендорф (Erich Friedrich Wilhelm Ludendorff, 09.04.1865-20.12.1937), генераль-фельдмаршал Карл фон Бюлов (Karl Wilhelm Paul von Bülow, 24.03.1846-31.08.1921) и командир Фрайкора оберлойтнант Герхард Россбах (Gerhard Roßbach, 28.02.1893-30.08.1967). Правление Орденского совета одновременно являлось и правлением “Немецкого почетного легиона”. В 1924 г. Орденский совет переехал из Баварии в Мекленбург, а в 1927 г. вернулся в Берлин.

Итак, согласно статуту Немецкого почетного памятного знака Мировой войны, опубликованному 01.12.1922 г., он учреждался “в память о павших, в знак признания заслуг здравствующих [ветеранов] и в качестве примера для будущих поколений”. Им могли быть награждены как бывшие военнослужащие, так и гражданские лица, мужчины и женщины. Факт непосредственного участия в боевых действиях для получения Знака не требовался, достаточным условием являлся патриотический настрой претендента и его труды на благо Германии в военное и мирное время.
Сюжеты на нотгельдах. - Ehrenlegion_1.jpg


Интересно отметить, что, будучи учрежденным уже в послевоенное время, Немецкий почетный памятный знак Мировой войны вручался “от лица” (“in Vertretung”) изгнанного императора Вильгельма II, который, однако, абстрагировался от подобной инициативы.

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны выполнен в форме круглой медали каплеобразной формы размером 36х32 мм.

Сюжеты на нотгельдах. - 111.JPG


На аверсе изображена аллегорическая композиция: крылатая богиня победы Виктория в тунике возлагает лавровый венок на немецкого солдата в полевой униформе, держащего в правой руке шлем, а в левой винтовку. Здесь же стоит упомянуть, что первоначальный дизайн награды образца 1918 г. предполагал изображение на аверсе портрета императора Вильгельма II.

Сюжеты на нотгельдах. - 222.JPG


На реверсе расположено изображение аверса прусского Железного креста 1-го класса образца 1914 г., обрамленного в нижней части дубовыми ветвями. Вверху полукругом проходит надпись, выполненная прописными готическими буквами: “За Отечество” (“Fürs Vaterland”).

Бывшие фронтовики получили право на ношение специального позолоченного “боевого отличия” (Kampfabzeichen), крепившегося на ленту Знака – круглого лаврового венка диаметром 18 мм с диагонально расположенным мечом размером 34х1,5 мм. Предоставление документальных доказательств участия в боевых действиях не требовалось, достаточно было лишь принести соответствующую клятву.

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны, изготавливавшийся из позолоченной бронзы, носился на левой стороне груди на шелковой ленте цветом германского флага: белой с широкой центральной черной полосой шириной 8 мм, двумя 1 мм красными узкими по бокам и боковыми узкими 1 мм черными полосками.

Как и все прочие неофициальные ветеранские знаки периода Веймарской республики, Немецкий почетный памятный знак Мировой войны приобретался ветераном за свой счет на основании выданного ему наградного документа.

Согласно дополнению к Закону о государственных наградах Третьего Рейха от 07.04.1933 г., утвержденному 15.05.1934 г., а также на основании Распоряжения о вступлении в силу этого дополнения от 14.11.1935 г., ношение Немецкого почетного памятного знака Мировой войны было запрещено. Тем не менее, этот запрет иногда нарушался. Что же касается Орденского совета, то его последнее заседание состоялось 28.07.1934 г., после чего он был распущен, а члены “Немецкого почетного легиона” влились в ряды Немецкого общества ветеранов войны (Кифхойзербунда).

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 20 авг 2018, 21:45

На нотгельде из городка Гайза (земля Тюрингия) в 25 пфеннигов 1921 г. помещен со старинной гравюры портрет Атанасиуса Кирхера (1602-1680) – немецкого ученого и профессора, физика, математика, лингвиста и теолога.
Сюжеты на нотгельдах. - kircher-portrait.jpg


Сюжеты на нотгельдах. - 00000111.jpg

Вокруг портретной рамки изображены египетские иероглифы, а надпись в нижнем правом углу дензнака титулирует Кирхера не иначе как дешифровщиком письменности древних египтян..!

Его расшифровки египетских иероглифов считались единственно верными вплоть до начала XIX в., когда их полностью отверг Франсуа Шампольон (учился также и на трудах Кирхера), который в самом деле нашел ключ к древним текстам из страны фараонов. Как выяснилось, единственным египетским иероглифом, который правильно «прочитал» немецкий лингвист, оказалась буква M (знак в виде горизонтальной волнистой линии), обозначавшая воду. Именем Кирхера назван один из кратеров Луны.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 26 авг 2018, 09:21

Колокол Шиллера

Каждый в своей жизни слышал звон колокола или колоколов. Звук больших колоколов всегда создавал ощущение магической, необыкновенной силы и таинственности. Это впечатление связывалось не столько с самим ударом колокола, сколько с его гулом.
Колокол повсеместно почитали как талисман, способный отвести или даже уничтожить зло. В более общем смысле колокол символизирует ход времени: его звон знаменует добрые события, такие как свадьба или победа. Также он может быть символом предупреждения об опасности и символом смерти, так как звонит на похоронах.

Сюжеты на нотгельдах. - 2.jpg


Немного истории создания колоколов.
Ранние христиане считали колокольчики и бубенцы предметами языческого культа и отвергали их. Следствием такого отношения стало то, что технологию бронзового литья колоколов европейцам пришлось изобретать самостоятельно. Ранние христианские колокола Европы были клепаными из листов железа.
Первое применение колокола для христианского богослужения легенда приписывает Святому Павлину, епископу Ноланскому (353 - 431), в церковный обряд колокольный звон ввел папа Сабиниан (время его понтификата 604-606 гг.).
Возможно, литье колоколов в Европе был связан не только с недостаточной востребованностью колоколов для богослужебных и бытовых нужд, но и с недостатком олова, необходимого для получения колокольной бронзы. Отливать колокола здесь начали только в VI веке, занимались этим монахи. Несколько позднее монополия на колокололитейное дело перешла к бенедиктинскому ордену, который владел привилегией на литье колоколов до XIII века. Как центры мастерства славились монастыри в Сент-Галлене, Зальцбурге, Райхенау, Фульде (территория современных Швейцарии, Австрии и Германии). В VIII веке колокола в церквях уже никого не удивляли. Они были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе.
До появления приблизительно в 1125 году рукописи монаха кёльнского монастыря Святого Пантелеймона Теофилуса "Записки о разных искусствах" ("Schedula diversarum artium"), колокола в Европе лили без всякой научной основы, методом "проб и ошибок". В своем труде Теофилус описал подготовку формы для колокола, технологию литья и состав сплава (который практически не изменился с тех пор). И хотя не известно, был ли сам Теофилус литейщиком и автором описанной им технологии, но колокола формы "улей", которые он описал, до сих пор называют "колоколами Теофилуса", независимо от того, известно имя мастера или нет. Почти цилиндрические с толстыми стенками колокола Теофилуса не обладали красивым звучанием.
В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы". Следующий, XIII век, стал мостом между средневековым и современным типом колоколов в Европе: изменились не только их форма и пропорции, но и профиль, существенно вырос вес, что стало возможным благодаря новой технологии литья, которую впервые описал В. Бирингуччо в книге "Пиротехника" (1540 г.). Ярким примером этого поиска может служить колокол "Осанна" из Фрайбурга (Германия) весом более 3 тонн, отлитый в 1258 году и сохранившийся до сих пор.
В поисках "голоса" в XII веке форма европейского колокола меняется и принимает вид "сахарной головы". Следующий, XIII век, стал мостом между средневековым и современным типом колоколов в Европе: изменились не только их форма и пропорции, но и профиль, существенно вырос вес, что стало возможным благодаря новой технологии литья, которую впервые описал В. Бирингуччо в книге "Пиротехника" (1540 г.). Ярким примером этого поиска может служить колокол "Осанна" из Фрайбурга (Германия) весом более 3 тонн, отлитый в 1258 году и сохранившийся до сих пор.

Надо сказать, что, начиная с XII века, в Европе светские функции колокола едва ли не превышали церковные. Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну. Около 1370 года появились башенные часы с боем (в Утрехте, Маастрихте, Мехлене, Герцогенсбурге). В некоторых европейских городах существовали "специализированные" колокола, которым острые на язык горожане давали прозвища. В Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто. В Бове (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой". "Колокол чистоты" в Бонне звал горожан на уборку улиц, а "Трудовой колокол" в Бадене - на работу. По звону "Пивного колокола" в Гданьске открывались питейные заведения, а "Колокол пьяниц" в Париже их закрывал. После звона "Преследователя гуляк" в Этампе (Франция) тушили городские огни. Это, так сказать, обычная повседневная жизнь. Для особых случаев имелись свои "именные" колокола. "Биржевой колокол" Антверпена отмечал биржевой день: вход в помещение биржи воспрещался ранее его звона к открытию, а сделки, совершенные позже звона к закрытию биржи, считались недействительными. "Процентный колокол" Фрайбурга извещал срок уплаты долгов, "Колокол позора" ганзейских городов сообщал о банкротствах, "Кровавый колокол" в Кёльне звал на суд, а "Колокол бедного грешника" в Англии оповещал о казни преступника.
В Германии в 1874 году отлили колокол с добавлением бронзы трофейных французских пушек: это был Кайзерглоке (27 т) для собора в Кёльне. Отливка Кайзерглоке была неудачной, звонил он редко и в 1917 году был расплавлен для военных нужд (на замену ему в 1923 г. был отлит колокол "Святой Петр" весом 24 т, до сегодняшнего дня это главный колокол Кёльнского собора и самый тяжелый колокол Западной Европы).
Отливка церковных колоколов во все времена была делом сложным: для него требовались и немалое мастерство, и хитроумные приспособления, и правила. Чуть что не так, неизбежна неудача: колокол получался с неверным, дребезжащим звоном. Люди, занятые литьем колоколов, считали свою работу сродни колдовству и придумывали всевозможные ритуалы и обычаи, без исполнения которых колокол не мог получиться таким, каким его задумывали.
Колокольный звон обладает особой магической силой. Нечистые духи ненавидят колокольную музыку, потому что она исходит от предметов священных, смертельных для них. Заслышав колокол, они убираются как можно дальше, иначе звон охватит их своими звуками, как волнами, завертит в страшном вихре и отправит обратно в Преисподнюю.
Верили, что колокольный звон вынуждает раскаиваться клятвопреступника. Если во время какого - нибудь разговора звонил колокол, то все сказанное в это время считалось непреложной истиной. Колокольный звон, по поверью, останавливает вора, убегающего с места преступления, и вынуждает его вернуться назад. Вожжи, привязанные к церковному колоколу, заставляют конокрада оставить свою добычу или даже удавиться. Считается, что если в самом начале звона выйти из дома, войти в него или закончить какое - либо дело - это предвестие добра.
Согласно поверью, болезни вызываются бесами, поэтому в прошлом часто звонили в церковные колокола во время эпидемий. В шестнадцатом и семнадцатом веках с появлением чумы колокола звонили либо медленно и размеренно, либо часто и с перезвонами. Это делалось по предписанию тогдашних врачей, которые полагали, что громкий звук разгоняет тяжелый зараженный воздух, считавшийся одной из причин болезни. Кликуш, больных лихорадкой, ставили под колокол во время звона, чтобы изгнать бесов из их тела. А когда у человека "отнимался " язык, обливали водой колокольный язык и поили ею больного.
Тесную связь колокольный звон имеет в народных верованиях и с умершими. Люди верили, что как только в полночь ударят в колокол, мертвецы встают из могил и идут пить на реку. Колокольни ночью служат прибежищем различных духов, исчезающих с первым криком петуха. И если в полночь смельчак забирался туда, то без проблем мог увидеть колокольного духа сидящим в углу, в белом колпаке. Сорвешь с него колпак - будешь маяться всю жизнь: каждую ночь колокольный мертвец станет ходить под окнами, прося надеть колпак, а наденешь - тут же и придушит.
До сего дня повсеместно существует вера в то, что пожертвование на новый колокол лучше всего может облегчить участь грешной души в загробной жизни. Считается, что колокол - существо одушевленное. Многие предания утверждают, что церковные колокола живут и мыслят. В присутствии святого или когда неподалеку совершается преступление, они звонят сами собой.
Интересный факт
Первая мировая война, уничтожила почти 70 тысяч только немецких колоколов, бронза которых пошла на нужды военной промышленности. Так что не только Иван Грозный и Петр I переливали колокола на пушки(не мы одни варвары).
Сюжеты на нотгельдах. - 4.jpg

А теперь о "Колоколе Шиллера". Данный колокол находится в Швейцарии в монастырском саду Мюнстера швейцарского города Шафхаузен (Schaffhausen). Как ни странно Шиллер никогда не был в Швейцарии и не пересекал даже ее границ. Швейцария немецкого поэта Шиллера считает первым национальным драматургом, и удостоился он этого звания всего лишь за написание народной драмы Вильгельм Телль(которую написал по рассказам Гёте). "Колокол Шиллера" (так его стали называть после выхода поэмы "Песня о колоколе") имеет свою историю. В 1408 году, после окончания Констанского собора, монастырь Всех Святых (Мюнстер) посетил вновь избранный папа Мартин V. Папа приказал звонить в самый большой монастырский колокол "Münsterglocke" каждую пятницу в 11 часов в память о распятии Спасителя. 60 лет колокол исправно исполнял эту обязанность, пока не дал трещину. В 1486 году его заменили колоколом с надписью"Vivos voco, mortuos plango, fulgura frango" - "Зову живых, оплакиваю мертвых, ломаю молнии".
Сюжеты на нотгельдах. - 1.jpg

Именно ее взял эпиграфом к "Песне о колоколе" Шиллер. В память о событии, по которому колокол должен был звонить, на нем отлита выразительная сцена распятия.
Сюжеты на нотгельдах. - расп.jpg

Этот колокол служил более 400 лет. В 1700 году у него отбился край, но в него продолжали звонить до 1895 года.
Сюжеты на нотгельдах. - колокол.jpg

В 1898 году колокол сняли с колокольни и установили в монастырском саду уже в память о Шиллере. Там колокол можно увидеть и сейчас. Именно колокол вдохновил классика немецкой литературы Фридриха Шиллера (1759-1805) на создание поэмы "Песня о колоколе" ("Das Lied von der Glocke"), которую до недавнего времени обязательно учили наизусть в немецких гимназиях. В поэме поэт вполне реалистично описал процесс литья колоколов, в чем ему весьма помогли посещения литейни Йоханеса Майера (Johannes Mayer) в 1788 году в Рудольштадте (Rudolstadt).
Сюжеты на нотгельдах. - 3.jpg

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 03 сен 2018, 17:37

Крейсер «Эмден».

Сюжеты на нотгельдах. - 00001.jpg


На нотгельде 50 пфеннигов города Эмден изображён лёгкий крейсер «Эмден»(Emden), который стал последним крупным
военным кораблем в истории немецкого флота построенным на паровой машине (примечательно, что два других крейсера
того же типа были построены на турбинах). Изначально корабль получил имя «Эрзац-Пфейль»(Ersatz Pfeil). Строительство
корабля было поручено верфи Kaiserliche Werft в Данциге.

Строительство корабля затянулось по причине проблем с финансированием проекта. В следствие чего первые полтора года
строительство фактически не велось. Но жители города Эмден решили добровольно помочь проекту и собрали на помощь
финансирования постройки корабля 6,8 млн марок. После этого было принято решение о переименовании крейсера в честь
города Эмден.
Сюжеты на нотгельдах. - SMS_Emden_1914.jpg


Крейсер получил известность благодаря успешным рейдерским действиям против торгового судоходства и военных кораблей
союзников в Индийском океане. С 1 августа по 9 ноября 1914 года захватил 23 торговых судна, потопил русский крейсер
«Жемчуг» и французский эсминец.

Сюжеты на нотгельдах. - 003.jpg


Русский «Жемчуг»


Это нападение впоследствии войдет во все военно-морские учебники. 28 октября, ранним утром "Эмден", предварительно
установив фальшивую трубу, и, согласно одной из версий, под чужим флагом (не ясно, английским или русским) вплотную
подошел к гавани английского порта Пенанг. Как и месяц назад в Мадрасе, его снова никто не ждал. В этот момент в
порту находились русский крейсер "Жемчуг", ветеран Цусимской битвы, и несколько французских эсминцев.
"Жемчуг" был уже староват в сравнении с "Эмденом", но его нельзя было назвать безобидным. Его скорость была лишь
слегка ниже, а его главный калибр был даже опаснее немецкого (8 орудий 120 мм). Окажись эти два корабля в честной
дуэли и исход мог бы быть другим. Впрочем, русский флот много раз в этот период доказывал низкий уровень боевой
готовности.

Согласно одной из версии, остановившись в 800 метрах от гавани, фон Мюллер не стал обманывать врага далее и поднял
немецкий флаг. Так или иначе, с немецким или другим флагом, "Эмден" не дал зрителям понять, что происходит.
Последовательно одна за другой в "Жемчуг" были отправлены две торпеды, которые естественно оказались для него
смертельны.
Этот трагический эпизод в истории нашего флота широко известен. В частности, подчеркивается тот факт, что капитан
"Жемчуга" в этот момент находился не на корабле, а где-то в порту. Впрочем, сомнительно, что в этой ситуации даже в
полном боевой готовности "Жемчуг" смог бы избежать гибели. Главное, что погубило наш крейсер – это пристань,
невозможность уйти от торпед. У русских артиллеристов даже не было времени пристреляться по "Эмдену", учитывая время
суток и тот факт, что сам "Жемчуг" стоял как неподвижная мишень. Так что, несколько выстрелов, которые русский
крейсер все же успел сделать по "Эмдену", делают большой плюс нашим морякам.

Сюжеты на нотгельдах. - Разрушенный_крейсер_SMS_Emden.jpeg

Погиб 9 ноября 1914 года в бою у Кокосовых островов с крейсером Sydney ВМС Австралии.

После гибели «Эмдена» тем же именем были названы четыре корабля немецкого флота, наследники имени символически
наследуют и «Железный крест», которым был награждён крейсер. Во время 1-й мировой войны только два корабля получили
эту награду — SMS Emden и подводная лодка U-9.В 1920—1921 годах постановлением правительства Пруссии члены команды
«Эмдена» получили право сменить свою фамилию на двойную, с приставкой «-Emden». К ноябрю 1927 года эти правом
воспользовались 15 членов команды (без учёта случаев смены фамилии вдовами и детьми членов команды). К сентябрю 1933
года было удовлетворено 91 заявление на смену фамилии, причём удовлетворялись не все заявления.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 07 ноя 2018, 22:54

На нотгельде города Верден(Ферден) в 1 марку изображена казнь 4500 саксонцев в 782 году Карлом Великим, вошедшая в история как Верденская(Ферденская) резня.

Сюжеты на нотгельдах. - 1m.JPG


Данная жестокость происходила при крещении Саксонии, которой сопротивлялись саксонцы. Во время завоевания Саксонии Карл Великий издал указ, согласно которому каждый из саксонцев, отказавшийся от крещения, наказывался немедленной смертью! Родители, дети которых до одного года не были крещены, подвергались громадным штрафам. Одновременно с этим все крестившиеся должны были платить церкви десятину. С целью еще большего усмирения Карл Великий по благословению церкви осуществил депортацию 10 000 саксонцев, не желавших принимать крещение. Также использовался метод взятия в заложники, после которого родственники несчастного вынужденно принимали крещение.
Начиная с 1930-х годов в Германии историками предпринимались попытки интерпретировать события в Вердене(Фердене) в благоприятном для репутации Карла Великого свете. В том числе, ими высказывалось мнение, что исторические источники, описывавшие массовую казнь саксов, были неправильно истолкованы средневековыми переписчиками анналов: вместо стоявшего в протографе слова «переселены» (лат. delocabat) в хроники было ошибочно внесено созвучное слово «обезглавлены» (лат. decollabat). Компромиссным между сообщениями анналов и этой версией является предположение, что в Вердене была казнена лишь небольшая группа восставших, а большинство саксов были переселены во внутренние районы Франкского государства. Последнее мнение поддерживается и некоторыми современными историками.


Вернуться в «Нотгельды и другие чрезвычайные деньги»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей