Сюжеты на нотгельдах.

Личный экспертный раздел Виктора - эксперта по бумажным нотгельдам.
Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4085
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 584 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 май 2018, 18:14

С 1918 года общины и города Германии начали выпускать целые тематические серии нотгельдов-банкнот(Serienscheine –серийшеин), причём часто одинакового номинала. Они часто напоминают маленькие картины, поэтому иногда их называют также как "иллюстрированный денежный суррогат".
Фантазия в выборе тем и сюжетов не знала границ. В некоторых городах дабы показать свою индивидуальность стали изображать местные достопримечательности, местных героев, отображать на нотгельдах некие исторические события.
Изображалось всё, что могло прийти в голову художникам. Наряду с видами городов на купюрах стали чаще появляться действующие лица и сценки из литературы, мира сказок и легенд.

Часто задаваемые вопросы именно по этой теме, "что и кто изображён на нотгельд(ах)е"

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4085
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 584 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 май 2018, 18:50

Альтенбург и серия "Skat"
Сюжеты на нотгельдах. - alten.JPG

На нотгельдах Альтенбурга изображены местные достопримечательности и игра скат(Skat).
Скат - дна из самых популярных карточных игр в Германии, а также широко известная во всем мире. Скат возник в начале XIX века в результате объединения нескольких карточных игр: таропи, трапполи, ломбера, копы, соло. Первые правила Ската установил нотариус и адвокат из Альтенбурга Фридрих-Фердинанд Хемпель. Позже единые правила игры были утверждены на первом Конгрессе по Скату в немецком городе Альтенбурге, который с тех пор получил титул "города Ската".
В скат традиционно играют немецкими картами, в которых названия мастей и некоторых карт отличаются от французских, принятых в России.
Трефы — желуди, кресты;
Сюжеты на нотгельдах. - крести.JPG

пики — листья, вино, зелень;
Сюжеты на нотгельдах. - пики.JPG

червы — сердце;
Сюжеты на нотгельдах. - черви.JPG

бубны — звонки, бубенчики.
Сюжеты на нотгельдах. - буби.JPG

Даме соответствует карта обер (Ober), валету — унтер (Unter).
Играют в скат втроем колодой карт в 32 листа (существуют также варианты для четырех, пяти и шести игроков: при любом количестве игроков играют с картами в руках трое, а остальные сидят).
Особое значение в игре скат имеют валеты (унтеры), играющие роль старших козырей. Самый старший козырь — валет трефовый, называемый также старик, или старый, затем идут по старшинству пиковый, червовый, бубновый валеты.
Различают классический скат, по которому в Германии проводятся турниры всех уровней: городские, районные, земельные и т. д. — и народные варианты, в которые играют в домашнем и дружеском кругу, в кабачках, пивных и т. д.

Во всей игре каждый из трёх игроков играет за себя, но в каждой отдельной игре один игрок, выбранный в процессе торговли, играет против двух других. Если играют четверо, то каждый игрок пропускает один раунд из четырёх. Противникам не разрешается общаться друг с другом любыми путями, кроме как своим выбором карт, которыми они будут ходить.
Главная цель в «нормальной» игре — набрать больше половины очков. Тот, кто делает это, зарабатывает несколько игровых очков; тот, кто проигрывает, теряет игровые очки. В конце раунда выигрывает человек, набравший больше всего игровых очков.

Сюжеты на нотгельдах. - 6a8b48c269ae323b42cc25574a71c1ef_s-3213.jpg

В 1903 году в городе Альтенбург, был сооружен фонтан Скатбруннен, посвященный игре Скат, где символические скульптуры валетов разных мастей ведут свою борьбу.
Это единственный памятник игральным картам.

Сюжеты на нотгельдах. - 44c648b5f9293f2781babda088a18fa7_i-7109.jpg


Альтенбург издавна известен своим производством игральных карт, которым посвящён музей, размещённый в городском замке.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4085
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 584 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 30 май 2018, 09:59

"Чёрные гусары"

Сюжеты на нотгельдах. - фото0.jpg


На лицевой стороне нотгельдов города Штольп(Stolp), теперь польский город Слупск, изображён скелет и девиз «Vincere aut mori» с латинского «Победа или смерть» - символика и девиз " черных гусар " или " гусар смерти ".

Сюжеты на нотгельдах. - фото1.jpg


Первые упоминания о чёрных гусарах можно отнести ко времени правления Фридриха II Великого. Пятый гусарский полк (чёрные гусары, гусары смерти) был создан в 1741 году из эскадронов 1-го и 3-го гусарских полков. Сочетание чёрного и белого в форме было живым отображением геральдических цветов королевства Пруссия, а знаменитую эмблему – “мертвая голова”(Totenkopf) (череп со скрещеными костями) позаимствовали у австрийских пандуров, которая символизировала готовность к смерти и означала неустрашимость в бою. По другой версии символ имеет христианские корни: Адамова голова, омытая кровью Христа, которая смысла скверну и открыла путь к спасению. То есть что-то вроде " смертию смерть поправ". В любом случае "адамова голова" была скорее связана с жертвенностью - просто потому что скакавшие на пушки гусары во всех армиях были "группой смертников", и их постоянные кутежи были своего рода постоянной тризной по самим себе, прощанием перед весьма вероятной смертью в ближайшей атаке. Черные гусары носили эмблему мертвой головы, одевались во все черное и нагоняли ужас на противников своей безжалостностью и жестокостью — которую они специально демонстрировали, дабы устрашить врагов Пруссии.

Сюжеты на нотгельдах. - фото2.JPG


Воспоминания участников семилетней войны свидетельствуют о том, что одним своим видом чёрные гусары нагоняли ужас на противника. Вот так описывает их барон Иоган Архенгольц, капитан прусской армии: “Черная их одежда и мертвая голова на киверах, символ гроба, придавали этому страшилищу, с острой саблей в руках, вид грозный. Черные гусары сии были всегда ужасом для самых храбрейших Французских полков. По слухам, при чьем либо малейшем сопротивлении гусары сии не давали никому пардону, и сила этого мнения столько глубоко вкоренилась, что целые полки убегали перед малым числом их; нередко один черный гусар, считаемый за адского выходца, приводил в лагерь много пленных”.

Во времена наполеоновских войн, на основе традиций старого 5-го гусарского полка, были сформированы лейб-гвардейские 1-й и 2-й гусарские полки, символом которых так же была мёртвая голова. 1-й полк особо отличился в “битве народов” под Лейпцигом. Помимо этого, эти части стали личной охраной кайзеров и дожили до самого развала Германской Империи.

Сюжеты на нотгельдах. - фото3.jpg

Последним почётным шефом 2-го полка был фельдмаршал Август фон Макензен. Уникальная личность. Успел повоевать за прусского короля в 1867-1871, германского императора в 1914-1918 и немного за 3-й рейх (номинально являлся фельдмаршалом вермахта в свои 95 лет, но ни в руководстве армии, ни, естественно, в боях участия не принимал)

Сюжеты на нотгельдах. - фото4.jpg


В Российской империи тоже были чёрные гусары (только не «гусары смерти», а «бессмертные») отличавшиеся схожей формой, это был 5-й Александрийский гусарский полк.
Почему Александрийские гусары называются «Безсмертными»? Официальных документов, конечно, по этому вопросу не имеется, но существует легенда, возможно и правдоподобная, что это наименование было присвоено полку в Отечественную войну после сражения при р. Каубахе 14 августа 1813 года. За это сражение, Александрийский гусарский полк был награжден надписью на шапках «За отличие 14 августа 1813 года».

Сюжеты на нотгельдах. - фото5.jpg


Легенда такова:
Во время боя у Каубаха, Александрийцы, с временно командующим полком полковником князем Мадатовым, составляли одну бригаду со своими союзниками немецкими «Гусарами Смерти». После ряда блестящих атак этой бригады, во время проливного дождя и бури, генерал Блюхер, подъехав к Александрийцам, забрызганным грязью «с киверов до пят» поздравил их с блестящей атакой, полагая, что это его «Гусары Смерти».

Сюжеты на нотгельдах. - фото6.jpg

Генерал Блюхер

Когда выяснилась ошибка генерала Блюхера, то князь Мадатов, доложил, что «это не «Гусары Смерти», а «Бессмертные». С тех пор Александрийцы и присвоили себе это наименование, которое существовало еще в древние времена при персидском царе Ксерксе, имевшем при себе лучших воинов-телохранителей, которые назывались «Бессмертными».
С этого времени 5-й Александрийский полк получил полуофициальное наименование «Бессмертные гусары». Александрийцы сами предпочитали называть себя именно так. Их также называли «Черные гусары» — за характерную униформу.
«Адамова голова» (мертвая голова) является древнехристианским символом и в Русской армии символизировала готовность умереть за Веру, Царя и Отечество, обретая тем самым бессмертие.
Александрийские гусары с честью продолжали носить свою черную, прославленную во многих битвах форму. В ней же они встретили и Первую мировую войну.
Интересна и их дальнейшая судьба. Некоторые александрийцы во время Гражданской войны перешли на сторону Красной Армии. А в 1918 году в составе красных частей появляется отряд александрийцев, по-прежнему одетых в свою гусарскую форму. Командовал ими К.П. Ушаков, в прошлом корнет-александриец. На базе полка создан 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА. В 1919 1-й Оренбургский кавалерийский полк РККА развернут во 2-ю бригаду 3-й Туркестанской кавалерийской дивизии.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4085
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 584 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Сюжеты на нотгельдах.

Сообщение VIK586 » 29 июл 2018, 21:07

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны

На лицевой стороне набора из 6 штук нотгельдов Берлина изображён немецкий почетный памятный знак Мировой войны(Deutsche Ehrendenkmünze des Weltkrieges).

Сюжеты на нотгельдах. - Scan-170615-0007.jpg


Немецкий почетный памятный знак Мировой войны в отличие от сотен других неофициальных ветеранских знаков, продававшихся в послевоенной Германии, имеет весьма необычную историю. Он вполне мог стать официальной наградой Германской Империи, будь он учрежден еще осенью 1917 г., когда обсуждалась необходимость создания памятной медали для военнослужащих-фронтовиков. После того, как эта идея получила поддержку самого императора Вильгельма II и ряда глав германских государств, в июле 1918 г. немецким художником Францем Стассеном (Franz Stassen, 12.02.1869-18.04.1949) был разработан дизайн медали. Однако ход дальнейших событий оказался неблагосклонен к этой награде, о которой к концу войны и в вихре революционных событий в итоге попросту забыли.

Идея памятного знака была возрождена послевоенной берлинской ветеранской организацией Союз солдат-националистов (Verband nationalgesinnter Soldaten), в рамках которой существовал Орденский совет, занимавшийся различными вопросами, связанными с вручением медали. Незадолго до запрета Союза его “наградной отдел” под названием Орденский совет Немецкого почетного памятного знака Мировой войны (Ordensrat der Deutschen Ehrendenkmünze des Weltkrieges) заявил о себе как самостоятельная структура и переехал в баварский г.Буксхайм (Buxheim). Устав этой организации был принят 21.09.1921 г. Во главе Орденского совета находились почетный маршал (Ehrenmarschall) – генеральоберст Карл фон Айнэм (Karl Wilhelm Georg August Gottfried von Einem genannt von Rothmaler, 01.01.1853-07.04.1934), военный министр Пруссии (1903-1909) и командующий 3-й армией в годы Великой Войны, а также канцлер. До 1924 г. пост канцлера занимал хауптманн в отставке Рудольф Херинг-Дойчвер (Hauptmann a.D. [außer Dienst] Rudolph Hering-Deutschwehr). Кстати, именно он явился инициатором возрождения памятного Знака. Кавалеры награды объединялись на добровольной основе в т.н. “Немецкий почетный легион” (Deutschen Ehrenlegion), название которого было позаимствовано у знаменитого Французского почетного легиона (La Légion d'honneur). Немецкий почетный легион подразделялся на группы, а кавалеры награды получали право именоваться “рыцарями Немецкого почетного легиона”. Среди его членов, в частности, значились генеральоберст Эрих Людендорф (Erich Friedrich Wilhelm Ludendorff, 09.04.1865-20.12.1937), генераль-фельдмаршал Карл фон Бюлов (Karl Wilhelm Paul von Bülow, 24.03.1846-31.08.1921) и командир Фрайкора оберлойтнант Герхард Россбах (Gerhard Roßbach, 28.02.1893-30.08.1967). Правление Орденского совета одновременно являлось и правлением “Немецкого почетного легиона”. В 1924 г. Орденский совет переехал из Баварии в Мекленбург, а в 1927 г. вернулся в Берлин.

Итак, согласно статуту Немецкого почетного памятного знака Мировой войны, опубликованному 01.12.1922 г., он учреждался “в память о павших, в знак признания заслуг здравствующих [ветеранов] и в качестве примера для будущих поколений”. Им могли быть награждены как бывшие военнослужащие, так и гражданские лица, мужчины и женщины. Факт непосредственного участия в боевых действиях для получения Знака не требовался, достаточным условием являлся патриотический настрой претендента и его труды на благо Германии в военное и мирное время.
Сюжеты на нотгельдах. - Ehrenlegion_1.jpg


Интересно отметить, что, будучи учрежденным уже в послевоенное время, Немецкий почетный памятный знак Мировой войны вручался “от лица” (“in Vertretung”) изгнанного императора Вильгельма II, который, однако, абстрагировался от подобной инициативы.

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны выполнен в форме круглой медали каплеобразной формы размером 36х32 мм.

Сюжеты на нотгельдах. - 111.JPG


На аверсе изображена аллегорическая композиция: крылатая богиня победы Виктория в тунике возлагает лавровый венок на немецкого солдата в полевой униформе, держащего в правой руке шлем, а в левой винтовку. Здесь же стоит упомянуть, что первоначальный дизайн награды образца 1918 г. предполагал изображение на аверсе портрета императора Вильгельма II.

Сюжеты на нотгельдах. - 222.JPG


На реверсе расположено изображение аверса прусского Железного креста 1-го класса образца 1914 г., обрамленного в нижней части дубовыми ветвями. Вверху полукругом проходит надпись, выполненная прописными готическими буквами: “За Отечество” (“Fürs Vaterland”).

Бывшие фронтовики получили право на ношение специального позолоченного “боевого отличия” (Kampfabzeichen), крепившегося на ленту Знака – круглого лаврового венка диаметром 18 мм с диагонально расположенным мечом размером 34х1,5 мм. Предоставление документальных доказательств участия в боевых действиях не требовалось, достаточно было лишь принести соответствующую клятву.

Немецкий почетный памятный знак Мировой войны, изготавливавшийся из позолоченной бронзы, носился на левой стороне груди на шелковой ленте цветом германского флага: белой с широкой центральной черной полосой шириной 8 мм, двумя 1 мм красными узкими по бокам и боковыми узкими 1 мм черными полосками.

Как и все прочие неофициальные ветеранские знаки периода Веймарской республики, Немецкий почетный памятный знак Мировой войны приобретался ветераном за свой счет на основании выданного ему наградного документа.

Согласно дополнению к Закону о государственных наградах Третьего Рейха от 07.04.1933 г., утвержденному 15.05.1934 г., а также на основании Распоряжения о вступлении в силу этого дополнения от 14.11.1935 г., ношение Немецкого почетного памятного знака Мировой войны было запрещено. Тем не менее, этот запрет иногда нарушался. Что же касается Орденского совета, то его последнее заседание состоялось 28.07.1934 г., после чего он был распущен, а члены “Немецкого почетного легиона” влились в ряды Немецкого общества ветеранов войны (Кифхойзербунда).


Вернуться в «Раздел эксперта VIK586»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость