Банкноты, они же купоны Беларуси

Современные купюры и старинные ассигнации стоят денег. А сколько стоят ваши?
Правила форума
Бонистика – на сегодняшний момент одно из самых увлекательных хобби. Цель данного раздела – помощь в создании правильной структуры коллекции.
Собрать высоколиквидную коллекцию, которая в любой момент будет востребована рынком, а также возьмет на себя функцию защиты вложенных средств от инфляции и других негативных явлений. Все, что требуется для этого – это грамотно подходить к выбору и оценке приобретаемого материала.
Из личного опыта утвердительно могу сказать, что для каждого типа банкнот есть свое коллекционное состояние. Коллекционное состояние в моем понимании - это состояние, которое максимально востребовано и в то же время относительно доступно.
Коллежский регистратор
Коллежский регистратор

Автор темы
vld
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 05 дек 2016, 23:38
Репутация: 57 [ / ]
Имя: Владислав

Банкноты, они же купоны Беларуси

Сообщение vld » 01 янв 2017, 21:00

Полноценными представителями денежного обращения в Беларуси по праву можно считать купоны. Это фактически первый государственный выпуск платежных средств независимой Беларуси. В конце 1992 года их повсеместно за ненадобностью уничтожили. И с течением времени количество купонов на коллекционном рынке стало настолько мало, что некоторые номиналы уже просто не встречаются.
Итак, применение как рублей Российской Федерации без купонов, так и купонов без рублей при покупке товаров первой необходимости некоторое время было просто невозможно.
Аналогичное введение купонов было принято также в крайне, Молдове, Узбекистане, Татарстане и Кубани. Правительством Беларуси предполагалось, что одноразовые купоны с 1 июня
1992 года будут заменены на многоразовые. Но взятый курс параллельного применения их как дополнительного платежного средства не подвергался сомнению и должен был сохраниться наряду с основной денежной единицей — советским или в дальнейшем российским рублем. При этом отдельными общественными и государственными организациями разрабатывался и план перехода на собственные денежные знаки при ожидаемом выходе из рублевой зоны.
Купоны население восприняло их как необходимую, насильно обременяющую процедуру. Крайнее неудобство вызывал и способ их применения. Хранение сильно про решеченных при нескольких покупках карт было неудобно.
Техническая сложность возникала и при размещении дополнительного объема купонов в хранилищах банков, и так загруженных с ростом розничных цен и увеличившейся денежной массой. Ожидалось, что ввиду их дефицитности в сравнении с рублем купоны начнут применять и как средство накопления, что вызовет дополнительную эмиссию. Но этого не произошло. Двадцатирублевая карточка имеет 12 отрезных купонов, все остальные — по 28. Карточка в 20 рублей изготовлена размером 150x100 мм, все остальные — 150x205 мм.
Двадцатирублевая карточка имеет десять 1-рублевых и два 5-рублевых купонов.
Карточка в 50 рублей — двадцать 1-рублевых, пять 3-рублевых и три 5-рублевых.
Карточка в 75 рублей — четырнадцать 1-рублевых, семь 3-рублевых, шесть 5-рублевых и один 10-рублевый.
Карточка в 100 рублей — двенадцать 1-рублевых, шесть 3-рублевых, шесть 5-руб-левых и четыре 10-рублевых.
Карточка в 200 рублей — двенадцать 1-рублевых, шесть 3-рублевых, три 5-руб-левых, три 10-рублевых, три 25-рублевых и один 50-рублевый.
Карточка в 300 рублей — двенадцать 1-рублевых, шесть 3-рублевых, два 5-руб-левых и один 10-рублевый, четыре 25-рублевых и три 50-рублевых купонов.
Карточки потребителя 1-й серии изготавливались односторонними на белой типографской бумаге без водяных знаков с одной степенью защиты. Фон имеет вид двойной сетки, образованной шестиугольниками типа пчелиных сот, собранными в розетки, с дополнительной степенью защиты — подложкой другого цвета у отдельных карточек. На 20-рублевых подложка имеет вид желтых волнистых линий. На отдельных 50-рублевых — дополнительной желтой вертикально ориентированной сетки или красного точечного орнамента. В связи с подделками начались эксперименты с сеткой подложки на некоторых типографиях. На отдельных 50-рублевых карточках 1-й серии появились вертикальные желтые черточки, образовывающие витую линию справа от цифр номинала купонов. Они выглядят частью оставшегося фона из желтой сетки. Причем элементы имеют различную длину, которая тоже определяет адресность изготовителя. Первая серия изготавливалась в три цвета в один заход на четырехцветных машинах или в два — на двухцветных, что значительно увеличивало время изготовления.
Громадный объем производства карточек за короткое время потребовал размещения заказа на многих типографиях. Но не все типографии имели четырехкрасочные машины. Поэтому было принято компромиссное решение о печати карточек в две краски.Пленок по числу красок было изготовлено по три для каждого номинала. Но из-за плохой читаемости адресного текста на отпечатанных карточках на первой фоновой пленке типографии самостоятельно вручную вырезали «окна». Новые карточки с белыми прямоугольниками и стали условной 2-й серией. Пленки с дополнительной краской просто выбросили. Из-за спешки или небрежности вырезания «окон» некоторыми типографиями их карточки по форме обреза получили некую адресность.
С февраля 1992 г. все типографии переходят на работу только с двумя пленками.
Это хорошо видно на примере карточек, изготовленных на Минской картографической фабрике (МКФ), где на некоторых из них в обеих сериях одного номинала совпадает номер заказа. Это собственно не второй выпуск, как ошибочно считают некоторые исследователи, а просто двухцветное продолжение первой трехцветной серии. К этому времени фабрикам разрешено работать под одним номером заказа до конца его выполнения.
Пленки для печати карточек всем типографиям изготовила Фабрика цветной печати (ФЦП). Поэтому все карточки одного номинала абсолютно идентичны по своему дизайну. Печатались карточки с составных пленок, на некоторых из них при неровной обрезке виден край следующей матрицы. Сама фабрика тоже печатала отдельные номиналы карточек. Но по мере износа пленки получали незначительные повреждения, видимые на готовых карточках, как своеобразные отпечатки пальцев. Сличая идентичные фрагменты карточек, можно судить об их происхождении. Правда, износ порождал и новые варианты, что слегка запутало общую картину. Бумага не была регламентирована. Встречаются карточки, изготовленные даже на мелованной бумаге типа «Солярис».
В феврале 1992 г. с учетом инфляционного давления был добавлен новый номинал в 500 рублей, имевший в целях повышения степени защиты четыре цвета. Для его изготовления только для МКФ были изготовлены уже четыре пленки, поскольку фабрика обладала четырехцветной печатью, но с белым адресным полем. Первоначально по цветовому оформлению карточек было определено только два цвета для всех номиналов: для мелких — голубой, для крупных — красный. Но по мере изготовления было принято решение закрепить за каждым из номиналов характерный цвет: 20 рублей — оливковый; 50 рублей — голубой; 75 рублей — фиолетовый, 100 рублей — розовый, 200 рублей — малиновый и 300 рублей — красный. С первых дней работы на непрофильных типографиях возникли сложности с подбором цвета фона.
Пошла целая череда согласований цветовой гаммы. Типографии начали применять имеющиеся в наличии краски и бумагу. Это и породило различные варианты. Ярким примером могут служить карточки номиналом 100 рублей печати малинового и красного оттенков, отпечатанные на МКФ. Исключение по цветовому оформлению составляет экспериментальная карточка
первой серии номиналом 50 рублей, ромб в адресном поле, фон подложки и вертикальные полоски которой отпечатаны красной краской. Карточка изготовлена на ФЦП в виде эксперимента по вариации защитного цвета. Но утвердился в процессе работы желтый.
У второй серии адресный центр оставлен белым, вертикальных полосок и второго цветового фона нет. Все надписи на карточках обеих серий выполнены черной краской, кроме номинала в 75 рублей, большая часть которых имеет коричневый цвет.
При внимательном рассмотрении краев адресного поля 50-рублевых карточек заметны диагонально расположенные уголки фона. Причем они могут быть как одинаковыми по размеру, так и равными — в зависимости от погрешности смещения пленки. По определению некоторых работников типографий, это указывает на конкретного исполнителя. Все надписи на адресном поле выполнены на белорусском языке. Все карточки имели грозную надпись: «Падробка праследуецца па закону» (подделка преследуется
по закону).
Но на первых порах отношение к ним было очень серьезное. Во всех типографиях в качестве приемщиков находились сотрудники КГБ. Известны случаи возбуждения административных и даже уголовных дел по факту утери или хищения карточек. После упразднения и списания купонов чистая оборотная сторона карточек использовалась в качестве черновиков. Известны случаи вторичного применения типографиями невостребованных карточек. На их оборотной белой стороне, к примеру, печатались
мишени. Часть карточек внизу адресного поля имела выходные данные: название типографии и номер заказа. На всех карточках адресное поле по периметру ограничено сплошной без пробелов надписью:«.. .ДЗЯРЖЗНАКБЕЛАРУС1ДЗЯРЖЗНАК БЕЛАРУС1...» (Гознак Беларуси). Карточки различных номиналов содержат разное число букв, образующих горизонтальную или вертикальную надпись.
Разно номинальные купоны располагаются вокруг адресного центра, на котором от руки вписывались данные гражданина с подписью руководителя и печатью предприятия. Просматривая достаточно большое количество сохранившихся карточек потребителя, можно отметить, что заполненными являются в основном только карточки первой серии. Карточки второй серии в лучшем случае имели печать или почтовый штемпель, по которому, кстати, легко датировать период обращения. Из этого следует, что распространение второго выпуска было практически бесконтрольным из-за близости упразднения. Поэтому к ним и стали относиться совсем формально, что и предопределило высокую степень встречаемости их на современном коллекционном рынке.
В выполнении заказа принимали участие: Фабрика цветной печати. Минская картографическая фабрика. МППО им. Якуба Коласа, «Белорусский дом печати», частное предприятие ООО «Полифакт», молодечненская типография «Победа», Барановичская укрупненная типография. Витебская областная типография им. Коминтерна, «Полеспечать» (Гомель), типография ЦК КПБ «Сож» (Гомель), Бобруйская укрупненная типография им. А.Т. Непогодина, полоцкое РУПП «Наследие Ф. Скорины» и Пинская региональная типография.
Первые карточки начали печататься в январе 1992 г. на Фабрике цветной печати.
Минской картографической фабрике и в «Полифакте».
Наибольший объем выполняла ФЦП. Судя по сохранившемуся приказу, печать началась с 14 января 1992 г. Определяемый ФЦП объем составил 40 млн карточек. Здесь печатались наиболее массовые тиражи номиналами в 50 и 75 рублей. Причем карточка в 50 рублей 1-й серии выпущена с красным и с желтым цветом ромба в адресном поле. Отличительной особенностью 50-рублевых карточек 1-й серии с желтым ромбом в адресном поле служит короткая желтая полоска фона, отпечатанная параллельно цифре номинала каждого из купонов. Карточки номиналом 75 рублей печатались чуть позже и поэтому были только 2-й серии. Карточки, изготавливаемые на ФЦП, имели
наиболее насыщенный и яркий цвет. На Минской печатной фабрике изготавливались карточки пяти номиналов. Для выпуска всех карточек МКФ затратила 30 тонн бумаги. Эти выпуски самые легкоидентифицируемые. Почти все карточки имеют выходные данные. Карточки печатались обеих серий. Самостоятельное вырезание адресного поля на пленке объясняет и наличие одного номера заказа при печати карточек номиналами в 100 и 300 рублей разных серий, выпуск которых был разделен по времени, но состоялся после утверждения проекта изготовления карточек в два цвета. Причем с получением заказа на 500-рублевые карточки пленки к 50- и 200-рублевым были переданы на МППО им. Я. Коласа с уже вырезанными «окнами», где и были отпечатаны карточки с новыми выходными данными. Сравнение среза на «окнах» этих карточек это подтверждает. Часть карточек, изготовленных на МКФ, не имеет выходных данных. Некоторые карточки имеют плохо различимое их написание или дефекты печати. Этим и объясняется появление в среде коллекционеров мнения о неких новых аббревиатурах, являющихся фактически вариантами плохо пропечатанного все того же названия — МКФ. Одновременно выпуск карточек начало частное полиграфическое предприятие ООО «Полифакт» — одно из немногих, имевшее в ту пору лицензию на выпуск ценных бумаг и четырехкрасочные машины. Продукцию этого предприятия достаточно лег-
ко идентифицировать по наличию на них сплошной сетки подложки желтого цвета. Печатались 50- и 75-рублевые номиналы со сплошной точечной желтой подложкой.
Это одно из немногих предприятий, выполнивших заказ с печатью сетки фона в два цвета достаточного объема, поэтому 2-я серия купонов предприятием «Полифакт» не
печаталась.
С февраля 1992 г. заказы на печать карточек потребителя были размещены на МППО им. Якуба Коласа. Пленки предоставили с МКФ после печати 1-й серии с вырезанными адресными полями, что видно по идентичному срезу. На МППО изготавливались карточки двух номиналов: 50 и 200 рублей 2-й серии. Они имеют выходные
данные предприятия. Но если сравнить дефекты решетки в правом нижнем углу, то становится очевидным сходство с карточками этих же номиналов 1-й серии, отпечатанных на МКФ.
В Молодечно на типографию «Победа» были отправлены пленки для изготовления карточек номиналом в 75 рублей. В процессе подготовки вышел приказ о выпуске 2-й серии. Поэтому на месте вырезали «окна» и выпускали только 2-ю серию. После начала выпуска черная краска понадобилась для выпуска газет, и карточки продолжали печататься с коричневым текстом.
Эта типография выпустила самое большое количество 75-рублевых карточек.
Варианты типографии «Победа» хорошо различимы по характерному срезу края адресного поля.
Белорусский дом печати выпускал наиболее объемные мелкие номиналы. Судя по сохранившимся сменным книгам, с б по 12 февраля печатались карточки номиналом в 20 рублей. Это единственное предприятие в Беларуси, отпечатавшее весь объем 20-рублевых карточек первой и второй серий. Если сравнить дефекты на сетке фона, то заметна их идентичность. Общий тираж 20-рублевых карточек обеих серий составил 30 млн. Причем если карточки 1-й серии имели голубой цвет, то уже 2-й выпускались оливкового. С 12 февраля по 27 марта печатались карточки номиналом в 100 рублей. Их тираж составил 5 млн. Поскольку карточки издавались уже в феврале, то печаталась только 2-я серия. По мере изготовления карточки отгружались органам местного управления.
Барановичская укрупненная типография также получила заказ на печать карточек номиналом в 50 рублей. К печати приступили к концу января, что и предопределило выпуск обеих серий. Карточки этой типографии отпечатаны на тонкой белой бумаге с уголками на адресном поле.
Витебская областная типография им. Коминтерна (ныне УПП «Витебская областная типография») получила заказ на изготовление карточек номиналом 50 и 75 рублей. Оба номинала выпускались только фиолетового цвета.
Типография «Полеспечать» (Гомель) получила заказ на изготовление карточек номиналом 50, 75 и 100 рублей. Причем карточки номиналом 50 рублей печатались обеих серий.
Типография ЦК КПБ «Сож» получила заказ на изготовление карточек номиналом 50 рублей обеих серий.

Вернуться в «Бумажные деньги - бонистика»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

cron