Об Ахенском Соборе,волчице и отрубленном пальце ДьяволаДворцовая капелла Девы Марии, будущий ахенский собор, создавалась подстать заказчику, Карлу Великому. За образец взята была базилика Сан Витале в Равенне, образец надо было превзойти. Карл пригласил для постройки мастеров со всего света. Больше всего - из страны с самой передовой в те времена строительной техникой, из Византии. Управлял строительством местный зодчий Одо из Меца.
Но тут грянула новая война с саксами, Карл был вынужден покинуть Ахен, к своему возвращению пожелав видеть капеллу завершенной. Средств катастрофически не хватало, церковь стояла долгостроем и у всех была лишь одна мысль: где бы найти спонсора.
Спонсор не заставил себя долго ждать, явился из Преисподней, поигрывая хвостом, и заявляет: "Какие проблемы? Я вам - капеллу, вы мне - душу,первую, что войдет в двери вышеупомянутой капеллы".
Ахенцы подумали и согласились. Внезапно нашлись деньги, дело тронулось, из Равенны повезли римские колонны, из Византии - смальту для мозаик, и вскоре капелла была готова. Возник другой вопрос: где отыскать добровольца, что согласился бы отдать душу Дьяволу. Таковых по понятным причинам не нашлось.
Тут одну светлую голову осенило: "Ребята, ведь в договоре не прописано, что душа должна быть человеческой!" Ахенцы на радостях поймали в соседнем лесу волчицу и впихнули в капеллу. Черт, не ожидая от людей подвоха, набросился на зверя и свернул ему шею. А когда сообразил, что его надули, было уже поздно. В память о принесенной в жертву невинной душе (пусть даже и волчьей!), ахенцы отлили две бронзовые скульптуры. Одна из них и представляет собой сидящую на задних лапах волчицу, а другая – шишку пинии, символизирующую невинную душу.
А дальше
продолжение легенды которое многие не слышали...
Дьявол обиделся, заперся в соборе и заявил. что не выйдет, покуда его требование не будет удовлетворено в полной мере. И непонятно, сколько могла бы продолжаться эта осада, но с Божьей помощью рыцари из свиты Карла Великого смогли вломиться внутрь и вытащить оттуда Дьявола. Тот упирался,визжал,зацепился пальцем за дверной крючок. И тогда один из тащивших выхватил меч и отрубил Нечистому палец. Бедняга с позором бежал, а палец так и остался в дверном крючке, с веками обронзовев.
По другой версии, покидая Ахен, обозленный на людей нечистый в сердцах хлопнул створкой соборных ворот и угодил пальцем прямо в одну из двух звериных пастей, украшавших тяжелые навесные двери. Бронзовое чудище и отцапало черту перст. Говорят, если не побояться и сунуть руку в «нужную» пасть, то там и сейчас еще можно нащупать чертов палец...
Нынешний Ахенский собор украшают ворота каролингских времен, Wolfstur, то есть Волчьи ворота. Там два крючка в виде львиных голов: чертов палец у одного из львов в пасти.Видимо связывая с легендой об Ахенской волчице, стали называть ворота «волчьими».
Еще сохранились свидетельства, что Дьявол душу все-таки схватил и уж после сообразил, что его обманули. Потому в соборе стоит бронзовая волчица, на груди ее - отверстие для отъема души. Некоторые, правда, утверждают, что это не волчица, а медведица, отлита в римские времена и венчала фонтан с горячей водой. Кроме того, напротив волчицы - бронзовая сосновая шишка размерами примерно с волчицу. Говорят, это и есть душа, которую Дьявол в гневе выкинул. Ахенцы считают, что если потрогать левую переднюю лапу волчицы - верный способ приманить удачу.
На монете(нотгельде) города Ахен изображена Ахенская волчица с отверстием в груди, через которую чёрт вынул душу.
Но и на этом легенда не заканчивается....Обиженный, обманутый и искалеченный чёрт убежал довольно далеко, во Фландрию, к Северному морю. Там он перевязал руку, набил песком огромный мешок, взвалил его себе на плечи и пошёл мстить, решив засыпать ведь город к такой-то бабушке! Путь был неблизкий, и даже чёрт изрядно утомился, под таким-то грузом. К тому же палец болел, что хоть и прибавляло решимости, но отнимало силы. Так что увидев старуху-торговку чёрт плюхнул мешок на землю и небрежно поинтересовался, далеко ли до Ахена? Старушка оказалась суеверной, слухам верила, и, отметив отрубленный палец, копыто вместо ноги и истеричный взвизг при слове "Ахен" заявила: "Да я оттуда и иду, милок. Я там на базаре была, купила свежий хлеб и новые башмаки." Чёрт потрогал горбушку, по плотности и вкусовым качествам напоминавшую булыжник, посмотрел на драные опорки, плюнул, высыпал весь песок прямо на том же месте и поплёлся в ад. Так и возникла недалеко от Ахена гора Лусберг.

Скорее всего из-за этой легенды и была изображена на монете 1 грош=10 пфеннигов торговка. А на горе Лусберг в связи с этой легендой возникла скульптурная композиция – черт и крестьянка(торговка), иллюстрирующая легенду о происхождении этой горы. Правда торговка как-то постройнее(почти фотомодель) стала, наверное дань моде.
И опять легенда не закончилась...Больше пятисот лет чёрт зализывал рану и строил козни. И таки дождался. В 1353 году бургомистр Герхард Хорус затеял переустройство собора - решил пристроить к ней хор. По специальному приглашению прибыл опытный зодчий - угрюмый, черноволосый, с чёрным пуделем - и взялся за дело. Но дело не спорилось - стены рушились, купол не держался. Зодчий снова и снова приказывал перестроить здание - но всё было напрасно.
И вот однажды вечером, когда строители уже разошлись по домам, зодчий пошёл осмотреть стройку. Он видел трещины в стенах, понимал, что завтра снова придётся рушить всё строение - и выругался так, что чертям в аду жарко стало. Запрос не остался без внимания - пудель взвыл, вытянулся, встал на задние лапы - и превратился в чёрта. Условия сделки были просты до идиотизма: чёрт строит хор, и по окончании работ получает душу зодчего в своё полное распоряжение. Замены не допускаются, расторгнуть договор нельзя. Зодчий согласился - и работа закипела. Наутро зодчего нашли мёртвым посреди полностью достроенного собора - на лице счастливая улыбка, а в здании только витражей и отделки не хватает.
Черт поволок душу в преисподнюю, но нарвался на отряд ангелов, которые, помахивая огненными мечами, разъяснили ему, что строительство собора - дело богоугодное, в ад за такое не отправляют, а если у кого пальцев многовато, то это дело поправимое. Чёрт, матерясь не хуже зодчего отправился в ад налегке, а архитектор отбыл в рай. Но без наказания он не остался - в наказание за сделку с нечистым имя его забылось. Кстати,
Гёте знал эту легенду и нагло ей воспользовался для своего Фауста(у Гете черный пудель превращается в Мефистофеля).
А что же с собором.... и снова легендаСтроительство собора должно, как известно, закончиться его освящением. Карл Великий вернулся с войны и горел желанием отметить это событие с большой помпой. Кроме Папы, различных прелатов и графов, тщеславный император пожелал, чтобы в освящении собора приняли участие ровно 365 епископов — столько, сколько дней в году. Но накануне празднества, к разочарованию Карла, в городе оказалось только 363 епископа. Грандиозная идея была на грани провала.
Милосердный Господь снизошел к страстным мольбам императора. Он послал двух Своих ангелов, чтобы те подняли усопших епископов, покоившихся в аастрихтской церкви. Повинуясь велению, епископы Мундольф и Гундольф восстали, покинули свои гробницы и в полном епископском облачении отправились в сторону Ахена. О приближении их ахенцев известило... отчетливое и громкое постукивание костей покойников. Желание императора исполнилось. А память об этом чуде жители города увековечили в названии переулка, по которому, гремя костями, покойные епископы вошли в город, а затем покинули его — Клаппергассе. Gasse означает „переулок", а словечко Klapper переводится как „трещотка", „погремушка".
Как я уже говорил в первом сообщении
"«из песни слов не выкинешь», легенды создавал народ и не нам их менять. В некоторых случаях статьи могут быть в чём-то похожи ."Вот версия Рольфа Майзингера
Ахенская волчица
На нотгельдах города Ахена (Aachen) – земля Северный Рейн-Вестфалия – номиналами в 10 и 25 пфеннигов 1920 г. есть изображение сидящего на задних лапах дикого зверя.
Это знаменитая Ахенская волчица, о которой повествует следующая легенда. Когда на строительство грандиозного ахенского костела неожиданно закончились деньги, старейшины города обратились не в банк и не к ростовщикам. Вместо этого они решили вызвать черта. Тот ознакомился с состоянием дел на стройке и дал свое согласие закончить собор. Но взамен, как и ожидалось, потребовал непорочную душу – первого, кто войдет в построенный собор. Бургомистр ударил с нечистым по рукам, и сын ада принялся за работу. При этом он так старался, что умудрился закончить церковь раньше назначеного срока. Но и отцы города не дремали. Как только последний камень был положен на цемент, через ворота новенького собора пустили пойманную в лесу волчицу. Черт, не ожидая от людей подвоха, набросился на зверя и свернул ему шею. А когда сообразил, что его надули, было уже поздно. В память о принесенной в жертву невинной душе (пусть даже и волчьей!), ахенцы отлили две бронзовые скульптуры. Одна из них и представляет собой сидящую на задних лапах волчицу, а другая – шишку пинии, символизирующую невинную душу.
Ахенскую волчицу еще и сегодня можно увидеть во дворе собора. Однако, в действительности это вовсе не волчица, а медведица. Обе скульптуры (и шишка пинии тоже!) были привезены Карлом Великим (747-814 гг.) из военного похода с Пиренейского полуострова. Историки уверены, что отлиты они были во времена правления римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.) При этом «волчица» якобы напоминала королю франков об известной капитолийской легенде, по которой отцы-основатели Вечного города были вскормлены такой вот хищницей. Ученые выяснили, что изначально обе фигуры украшали собой какой-то фонтан или даже фонтаны. Кстати, на монетах можно разглядеть и отверстие на груди зверя, из которого когда-то вытекала вода. Известно, что в XIX в. левая передняя лапа «волчицы» была заменена, а позже ремонтировалась и правая. Кроме того, в пасти медведицы не хватает нескольких зубов. Правда, не известно, как она их потеряла. Произошло ли это во время «переезда» из Италии, или их растащили на сувениры туристы.
У рассказанной выше легенды есть довольно неожиданное продолжение. Покидая Ахен, обозленный на людей нечистый в сердцах хлопнул створкой соборных ворот и при этом лишился большого пальца на левой руке. Как такое могло случиться, спросите вы. До очень просто! Он угодил им прямо в одну из двух звериных пастей, украшавших тяжелые навесные двери**. Бронзовое чудище и отцапало черту перст. Говорят, если не побояться и сунуть руку в «нужную» пасть, то там и сейчас еще можно нащупать чертов палец...