Легенды и сказки на нотгельдах Германии.

Электронный каталог
Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 30 ноя 2014, 14:33

Легенда о крысолове

Самых известная обработка легенды Германии стала сказка братьев Гримм «Крысолов из Гамельна», изданная в составе сборника «Немецких сказаний» (1816—1818).

Легенда о крысолове в самом известном варианте читается так: однажды город Гамельн подвергся крысиному нашествию. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. «В день Иоанна и Павла,что было в 26-й день месяца июня», появился «одетый в пестрые покровы флейтист». Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Обязав магистрат выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке Везер.
Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном впопыхах обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Музыкант через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил в реке (или, как гласит легенда, «вывел из города сто и тридцать рожденных в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали»).

Изображение

Ещё позднее этот последний вариант был переделан: нечистый, притворившийся крысоловом, не сумел погубить невинных детей, и перевалив через горы, они обосновались где-то в Трансильвании, в нынешней Румынии.
Вероятно, несколько позднее к легенде было добавлено, что от общего шествия отстали два мальчика — устав от долгого пути, они плелись позади процессии и потому сумели остаться в живых. Позднее, якобы, один из них ослеп, другой — онемел.

Изображение

Ещё один вариант легенды рассказывает об одном отставшем — хромом ребёнке, который сумел вернуться в город и рассказать о произошедшем. Именно этот вариант положил позднее в основу своей поэмы о Крысолове Роберт Браунинг.

Изображение

Третий вариант рассказывает, что отставших было трое: слепой мальчик, заблудившийся в пути, ведший его глухой, который не мог слышать музыки и потому избежал колдовства, и, наконец, третий, выскочивший из дома полуодетым, который, устыдившись затем собственного вида, вернулся и потому остался жив.

Подобные легенды в Средние века имели весьма широкое распространение, при том, что гамельнский вариант является единственным, где с точностью называется дата события — 26 июня 1284 года, и память о котором нашла отражение в хрониках того времени наряду с совершенно подлинными событиями. Всё это вместе взятое заставляет исследователей полагать, будто за легендой о крысолове стояли некие реальные события, уже со временем приобретшие вид народной сказки, однако не существует единой точки зрения, что это были за события или даже когда они произошли. В позднейших источниках, в особенности иностранных, дата по непонятной причине замещается иной — 20 июня 1484 г. или же 22 июля 1376 года. Объяснения этому также не найдено.

Изображение
Дом Крысолова, представляющий собой старинное здание городской ратуши, расположен по адресу Остерштрассе, 28. Фасад выполнен в 1603 году гамельнским архитектором Иоганном Хундельтоссеном в стиле везерского ренессанса, однако старейшие части дома датируются XIII веком, и в последующем он неоднократно перестраивался. Дом получил своё название из-за того, что во время ремонта, проводившегося в XX столетии, была найдена знаменитая табличка с историей похищения детей крысоловом, которая затем была вызолочена и вновь прикреплена к фасаду так, что легко читается с земли.

Изображение
Надпись на балке Дома Крысолова (Гамельн). «В 1284 году в день Иоанна и Павла, что было в 26-й день месяца июня, одетый в пёструю одежду флейтист вывел из города сто тридцать рождённых в Гамельне детей на Коппен близ Кальварии, где они и пропали.»

Многие пытаются соединить два факт в один, подразумевая что под этой легендой подразумевается крестовый поход детей. Однако принять эту теорию мешает то, что между детским крестовым походом(1212 год) и исчезновением гамельнских детей, как это событие описывают хроники(26 июня 1284 года), прошло 72 года, при том что память о крестовом походе продолжала существовать совершенно отдельно от гамельнской легенды. Противоречит предположению о монахе также мотив пёстрой одежды, известный уже в самых ранних версиях легенды.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 30 ноя 2014, 16:03

Необыкновенный музыкант(сказка братьев Гримм)

Изображение

Жил-был необычный музыкант, и случилось ему однажды одному-одинёшеньку идти по лесу, и думал он всякие думы, а когда он все уже передумал, то сказал сам себе: «Скучно мне здесь в лесу одному дай-ка я себе какого-нибудь товарища добуду». И вытащил из-за спины скрипку и заиграл на ней так, что гул пошел меж деревьев.

Немного времени прошло, видит, бежит к нему волк из чащи. «Ах, волк ко мне бежит! Такого товарища мне не надо», — сказал музыкант. Однако же волк приблизился к нему и сказал: «Любезный музыкант, что ты это такое хорошее наигрываешь? Я бы и сам хотел такой музыке научиться». «Мудрено ли научиться? — ответил музыкант. — Ты только должен все то делать, что я тебе прикажу». «О, да я тебе, как ученик мастеру, во всем буду послушен», — отвечал волк.

Музыкант велел ему за собою следовать, и когда они прошли часть пути вместе, то пришли к старому дубу, который был внутри пуст, а посредине дал трещину. «Вот, смотри, — сказал музыкант, — если хочешь научиться играть на скрипке, то клади передние лапы в эту трещину».

Волк повиновался, а музыкант быстро ухватился за камень и одним ударом так крепко забил ему обе лапы в трещину, что тот должен был тут и остаться, как пленник на привязи. «Подожди здесь, пока я опять сюда не приду», — сказал музыкант и пошел своей дорогой.

Несколько времени спустя опять сказал он себе: «Мне здесь в лесу скучно авось я себе другого товарища добуду», — взялся за скрипку, и опять ее звук раздался в лесу.

Откуда ни возьмись, лисица из-за деревьев выскользнула. «А! Лисица сюда бежит! — сказал музыкант. — И такой товарищ мне не надобен». А лисица подошла к нему и заговорила: «Милый музыкант, что ты это такое хорошее наигрываешь? Я бы и сама этому поучиться готова». «Немудрено и выучиться, — сказал музыкант, — ты только должна выполнять все, что я тебе прикажу». «О, господин музыкант! отвечала лиса. Я тебя буду слушаться, как ученик слушает мастера». «Так ступай за мной», сказал музыкант.

Пройдя часть пути вместе, они вышли на тропинку, по обеим сторонам которой росли высокие кусты. Тут музыкант остановился, с одной стороны тропинки нагнул ореховое деревце вершиною к земле и на самый его кончик ногой наступил; а затем и с другой стороны нагнул точно так же еще одно деревце и сказал: «Ну, вот, лисонька, если ты хочешь у меня чему-нибудь научиться, так дай мне левую переднюю лапу».

Лисица повиновалась, и музыкант привязал ей лапу к левому деревцу. «Лисонька, — сказал он затем, — теперь давай правую лапу». И ту привязал к правому деревцу. И когда он, внимательно осмотрев узлы, убедился в том, что они завязаны крепко, то выпустил деревца из-под ног те разогнулись и вздернули лисоньку вверх…

Закачалась голубушка, завертелась! «Погоди здесь, пока я сюда опять вернусь!» — сказал музыкант и пошел своей дорогой.

И опять сказал он себе: «Скучно мне в лесу, надо мне добыть товарища», взялся за скрипку, и звуки ее снова огласили лес.

А из лесу заяц бежит. «Ну, заяц бежит! — сказал музыкант. — Этого я тоже не хотел вызвать». «Ах, милый музыкант! — сказал зайчик. — Что это ты так хорошо наигрываешь? Я бы и сам этому не прочь научиться». «Выучиться нетрудно, — сказал музыкант, — вся сила в том, чтобы ты выполнял все мои приказания». «О, господин музыкант, — сказал зайчик, — да я тебе буду повиноваться во в; ем, как ученик своему мастеру!»

Пошли они дорогою, дошли до прогалины в лесу, посреди которой росла осина.

Музыкант привязал зайчику длинную тесьму на шею, а другим концом закрепил ее к осине. «Ну, живо, веселее, зайчик, обскачи раз двадцать кругом дерева», — крикнул музыкант, и зайчик повиновался, и когда он двадцать раз обскакал кругом дерева, то тесьма двадцать раз кругом дерева окрутилась, и зайчик оказался к нему крепко-накрепко привязанным и мог тянуть и рваться сколько угодно только тесьма въедалась ему глубже в мягкую шею. «Ну, вот и жди, когда я вернусь сюда!» — сказал музыкант и пошел далее.

А волк между тем и бился, и рвался, и зубом камень пробовал, и добился-таки того, что высвободил лапы и вытащил их из расщелины дуба. Ярый и злобный, поспешил он вслед за музыкантом, готовый растерзать его. Как завидела его лисица, давай визжать и кричать, что есть мочи: «Брат волк, приди мне на помощь, меня музыкант обманул!»

Волк пригнул деревца книзу, перегрыз веревки и освободил лисицу, которая пошла вместе с ним и тоже хотела отомстить музыканту. По пути нашли они и зайца, привязанного к осине, также освободили и его, и затем уж все вместе стали искать своего врага.

Музыкант, между тем, на пути своем через лес еще раз заиграл на своей скрипке, и на этот раз ему посчастливилось. Звуки его скрипицы услышал бедняк-дровосек, который тотчас волей-неволей покинул свою работу и пришел с топором под мышкой слушать музыку.

«Ну вот наконец идет ко мне настоящий товарищ! — сказал музыкант. — Я ведь человека искал, а не диких зверей». И заиграл так прекрасно, так задушевно, что бедняк-дровосек и с места сойти не мог, словно заколдованный, и на сердце у него было так радостно…

Как раз в это время подошли и волк, и лисица, и заяц, и дровосек сразу заприметил, что у них недоброе на уме. Тогда поднял он свой блестящий топор и выступил вперед, как бы желая выразить: «Кто против него задумал, тот берегись, тому со мной придется иметь дело».

Тогда звери струхнули и побежали обратно в лес, а музыкант еще поиграл в благодарность дровосеку за оказанную им защиту и пошел своим путем.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 30 ноя 2014, 16:10

Городок Тале(THALE) находится на окраине одного из ущелий Гарца, которое называется Бодеталь; по краям этого ущелья возвышаются два гранитных утеса - Росстраппе (высота 403 м.) и Хексентанцплатц (высота 451 м.)
По местной легенде дочь короля Тюрингии Брунхильда в последнюю ночь перед свадьбой с сыном чешского короля Бодо бежала от него верхом на лошади, но за ней началась погоня; убегая от погони Брунхильда оказалась на утесе Хексентанцплатц, с которого ее лошадь перепрыгнула через ущелье Бодеталь на противоположный утес Росстраппе, при этом Брунхильда уронила в ущелье свою корону, а Бодо, который прыгнул за ней, свалился вместе с лошадью в ущелье; именно этот момент и изображен на нотгельде (падающая корона изображена на нотгельде - под Брунхильдой).

Изображение

Изображение

Слева в нижнем углу изображена подкова которая символизирует утес - Росстраппе, на вершине которого имеется характерный след, похожий на отпечаток копыта (согласно легенде этот след оставила лошадь, на которой Брунхильда перепрыгнула через ущелье)

Изображение

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 30 ноя 2014, 17:31

Чёрный пёс.

Изображение

Многие читали знаменитую «Собаку Баскервилей» А. Конан-Дойла. Ужасная собака в этом произведении оказалась не порождением тьмы или дьявола, а вполне земным существом, которое использовали мошенники в своих преступных целях. Однако огромная черная собака не является только плодом фантазии известного писателя, скорее всего, при создании этого произведения он опирался на старинные легенды и реальные необъяснимые случаи встречи людей с этим страшным монстром.

Изображение

Собаку-призрака, называют разными именами. Частенько её называют Black Shuck (черный черт), Wisht Hound, Guytrash (гайтраш), Shriker,Barguest (баргест), или Grim. Известно, что слово Shuck произошло из древнего Scucca, которое переводится как демон, призрак. Несколько преобразованное слово Barguest в переводе с нем. языка - означает "призрак кладбища".
Можно было бы посчитать древние легенды обыкновенной выдумкой, но встречи с этим чудовищным монстром происходят и в наши дни.

Первый же официально зарегистрированный случай встречи с этим чудовищем произошел 4 августа 1577 года в небольшой церквушке при большом стечении народа. Ужасный громадный черный пес внезапно появился у церкви и с грозным рычанием прыгнул прямо в толпу прихожан. Двое мужчин, которых коснулась собака, вспыхнули живыми факелами и сгорели заживо, а собака исчезла в яркой вспышке света. Все произошло мгновенно, и если бы не обгоревшие трупы и оставшиеся на земле следы гигантской собаки, то все случившееся можно было бы принять просто за дьявольское наваждение. Этот случай довольно давний, чтобы считать его достоверным, но с Черным дьяволом неоднократно встречались и в ХХ веке.

Изображение

На нотгельдах из немецкого города ФЕХТА(VECHTA) изображена легенда о Цепном Псе. При жизни он был разбойником и загубил не одну невинную душу. А после смерти в наказание за свои грехи был вынужден скитаться по болотам в образе закованного в цепи огромного черного пса.

По немецкому поверью в виде черных собак (обыкновенно с огненными глазами) скитаются по ночам души самоубийц, предательски убитых людей и великих грешников - развращенных священников и несправедливых судей.

Изображение

Чёрный пёс - это собака-фантом, которая появляется только ночью, пугая одиноких путников. В одних преданиях говорится, что глаза этой собаки горят демоническим красным огнём, в других рассказывается о жутких пустых чёрных глазницах. Её лохматая шерсть чернее ночи и не блестит в лунном свете, как у обычной собаки. В оскаленной пасти виднеются ужасающе длинные и острые зубы, а зловонная слюна пахнет серой. На огромных лапах растут длинные острые когти. Лапы не оставляют никаких следов даже на песке.

Считается, что, если ты увидел ночью собаку-фантом с чёрной шерстью и горящими глазами, тебя ожидает неудача или даже смерть. Рассказывают, что перед её появлением чувствуется неестественный холод. Чёрных собак часто видели возле церквей.
Чаще всего призраков этой ужасной собаки встречают на дорогах, у мостов, возле заброшенных зданий, на кладбищах.
С другой стороны, немало народных сказаний говорят о появлении душ покойников в образе собак. Вот одно из них:
«Несколько человек, стоявших на страже у могилы, видели, как ночью выходила из нее страшная черная собака и, совершив все то зло, на какое она способна, скрывалась затем опять в могиле».
А вот другое:
Как-то раз вечером один человек возвращался домой и решил срезать путь и пройти по дороге вдоль утёса. Он не верил местным историям о чёрном псе. Тем временем опустился туман, и мужчина стал замерзать, хотя погода была тёплая. Встревожившись, он продолжал путь. Внезапно дорогу ему преградила чудовищно большая собака с горящими глазами. В ужасе человек повернулся и побежал прочь. В панике он сорвался с утёса и, тщетно хватаясь за траву, с криком полетел вниз и разбился.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 01 дек 2014, 20:06

Граф фон Глейхен и две его жены

Изображение

В Тюрингии существует интересная легенда о двоежёнстве графа фон Глейхена (Гляйхена). По легенде отважный, неустрашимый граф Ламберт II фон Гляйхен попал в плен во время крестового похода. Долгие годы он провёл на Востоке и так бы и окончил свои дни на чужбине, если бы не юная дочь знатного сарацина – хозяина Ламберта. Воспылав к графу любовью, она не только решилась устроить пленнику побег, но и отправилась вместе с ним на чужбину, в далёкую Тюрингию. Безутешно оплакивающая мужа графиня фон Гляйхен великодушно приняла соперницу в дом и счастливый граф провёл остаток своих дней в обществе двух жён.

История сия знаменательно описана в "Письмах русского путешественника" Н.М.Карамзина.
«Эрфурт, 22 июля 1789.

В два часа приехал я сюда из Веймара, остановился в трактире (которого имени, право, не знаю) ; выпил чашку кофе, пошел на так называемую Петрову гору в бенедиктинский монастырь и просил там первого встретившегося мне отца указать то место, где погребен граф Глейхен. Толстый отец охриплым голосом сказал мне, чтобы я шел к отцу церковнику. Мне надлежало идти через длинные сени или коридор, где в печальном сумраке представились глазам моим распятия и лампады угасающие. Вожатый оставил меня в коридоре и пошел искать отца церковника. Трудно описать, что чувствовал я, прохаживаясь один, в глубокой тишине, по сему темному коридору и смотря на лампады и на старые картины, на которых изображены были разные страшные сцены. Мне казалось, что я пришел в мрачное жилище фанатизма. Воображение мое представило мне сие чудовище во всей его гнусности, с поднявшимися от ярости волосами, с клубящеюся у рта пеною, с пламенными, бешеными глазами и с кинжалом в руке, прямо на сердце мое устремленным. Я затрепетал, и холодный ужас разлился по моим жилам. Из глубины прошедших веков загремели в мой слух адские заклинания; но, к счастию, в самую сию минуту пришел мой вожатый, и фантомы моего воображения исчезли. "Отец церковник, - сказал он, - вместе с другими отцами сидит за вечернею трапезою". - "Да не можешь ли ты сам показать мне гроб Глейхена?" - спросил я. "Могу, - отвечал он, - если вы только его хотите видеть". - Вошедши в церковь, поднял он две широкие скованные доски, и я увидел большой камень. - Выслушайте историю. Когда святая ревность выгнать неверных из земли обетованной заразила всю Европу и благочестивые рыцари, крестом ознаменованные, устремились к Востоку, тогда Глейхен, имперский граф, оставил свое отечество и с верною дружиною направил путь свой к странам азиатским. Не буду описывать вам великих дел его мужества. Скажу только, что самые храбрейшие рыцари христианства удивлялись его подвигам. Но небесам угодно было искусить несчастием веру героя - граф Глейхен попался в плен к неверным и стал невольником знатного магометанца, который велел ему смотреть за своим садом.
Граф, несчастный граф поливал цветы и стенал в тяжком рабстве. Но тщетны были бы все его стенания и все обеты, если бы прекрасная сарацинка, милая дочь господина его, не обратила взоров нежной любви на злосчастного героя. Часто в густых тенях вечера внимала она жалобным песням его; часто видела невольника, молящегося со слезами, и сама слезы проливала. Робкая стыдливость долгое время не допускала ее изъясниться и сказать ему, что она берет участие в его печали. Наконец искра воспылала - стыдливость исчезла - любовь не могла уже таиться в сердце и огненною рекою излилась из уст ее в душу изумленного графа. Ангельская невинность ее, цветущая красота и способ разорвать цепь неволи не дали ему вспомнить, что у него была супруга. Он клялся сарацинке вечно любить ее, если она согласится оставить своего отца, отечество и бежать с ним в страны христианские. Но она уже не помнила ни отца, ни отечества - граф был для нее все. Прекрасная летит, приносит ключ, отпирает дверь в поле - летит с своим возлюбленным, и тихая ночь, одев их мрачным своим покровом, благоприятствует их побегу. Счастливо достигают они до отечества графского. Подданные лобызают своего государя и отца, которого считали они погибшим, и с любопытством смотрят на его статную спутницу, покрытую флером. При входе во дворец графиня бросается в его объятия. "Ты опять меня видишь, любезная супруга!- говорит граф. - Благодари ее (указывая на свою избавительницу), - она все для меня оставила. Ах! я клялся любить ее!" - Граф хочет рукою закрыть текущие слезы свои. Сарацинка открывает свое лицо, бросается на колени перед графинею и, рыдая, говорит: "Я теперь раба твоя!" - "Ты сестра моя, - отвечает графиня, подымая и целуя сарацинку, - супруг мой будет твоим супругом; разделим сердце его". Граф удивляется великодушию супруги - прижимает ее к своему сердцу - все обнимаются и клянутся любить друг друга до гроба. Небеса благословили сей тройственный союз, и сам папа утвердил его. Мир и счастье обитали в графском доме, и верные супруги были погребены вместе - в Эрфурте, в церкви бенедиктинского монастыря - и покрыты одним большим камнем, на котором рука усердного художника вырезала их изображения. Я видел сей большой камень и благословил память супругов.»
Говорят, что эта легенда не имеет под собой документальных подтверждений и хоть граф и в действительности был женат два раза, но не одновременно. Вторично он вступил в брак после смерти первой жены. Но легенда так красива, что хочется верить ей, а не подлинным латинским хроникам.

Интересно, то что граф Глейхен по легенде едет в Рим и получает от папы разрешение на брак втроем, некоем прообразе «шведской семьи». Очень любопытно как папа римский оправдывает бисексуальный брак втроем не чем иным, как любовью. Иными словами, если люди любят друг друга, они имеют право на брак, каким бы он ни был.
Интересно, что церковь допускало отступления от канона даже в самых традиционных своих культовых стереотипах. Наглядный тому пример - надгробная плита графа фон Гляйхена (ум.1227), вмонтированная в южную стену (Эрфуртского собора). Она была перенесена сюда из романской церкви св.Петра на Петерсберге, где ее видел в 1789 году Н.М.Карамзин...
На огромной плите из светлого песчаника в соборе Эрфурта представлены все трое: Ламберт II с мечом и щитом - в центре, его восточная жена - по правую руку, графиня - с противоположной стороны.

Франц Петер Шуберт (нем. Franz Peter Schubert; 31 января 1797 — 19 ноября 1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций (на слова Шиллера, Гёте, Гейне и других), девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.
Шуберт написал оперу в 2 актах «Граф фон Гляйхен»( Der Graf von Gleichen), где сюжет легенды принял другую концовку, законная жена графа, не желая делить его с другой, убивает соперницу. Виня во всем одного себя, герой оставляет замок и некоторое время спустя узнает в сопровождающем его слуге Смерть, которая уже являлась ему в темнице. Тогда он пообещал ей жизнь Наями взамен своей собственной, но так и не решился поднять руку на девушку. Теперь, когда за него это сделала жена, Смерть вправе претендовать на жизнь графа.

На нотгельдах города Готы(Gotha) изображены сцены из легенды о графе и его двух жёнах.

Изображение

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 01 дек 2014, 20:19

Гамбургский водонос(городские легенды)

Изображение

Особая гордость Гамбурга — легендарные персонажи, реально жившие в городе в далекие и не очень времена.
Но именно им потомки установили памятники, снабдив их соответствующей историей. Наряду с памятниками Кайзеру Фридриху Барбароссе и Генриху Гейне тут стоят памятники самым простым, где-то даже чудаковатым горожанам. К таким персонажам относится Хуммель-водонос

Изображение

Это символическая фигура для города — герой старинной городской легенды Ганс Хуммель. Настоящие имя водоноса: Johann Wilhelm Bentz, но все его звали Ханс Хуммель и проживал он в Гамбурге с 1787 по 1854 года. Ханс — как сокращение от Йоханнес. Умер Бентц через несколько лет после строительства водопровода(1845), оставшись без работы.

Было это в те времена, когда водопровода в Гамбурге не было и воду по домам разносили водоносы. Накинув коромысло с двумя вёдрами на плечи, водонос проходил за день десятки километров. Желая заработать, пыхтя и нигде не задерживаясь, он честно выполнял свою работу. Короче, работал как пчёлка. Вернее, как шмель. Один из них постоянно что-то бормотал под нос. Что именно — разобрать было невозможно. «Hummel-hummel» (шмель-шмель) дразнили его за это гамбургские мальчишки. Поскольку руки у водоноса были заняты ведрами с водой, ничего, кроме как огрызаться, ему не оставалось. Это выглядело бы как «Klei mi am Mors», или «Поцелуйте меня в задницу», но и это предложение для водоноса было длинным. И на «hummel-hummel» он отвечал «mors-mors».
Вскоре эти слова так прижились, что в Германии уже не представляли Гамбург и гамбуржцев без этого знаменитого выражения. Дразнилка «hummel-hummel» и в ответ «mors - mors» стала неофициальным приветствием местных жителей, хотя многие уже и забыли историю его возникновения.

Изображение

Если Вам кто-то из немцев скажет, что он родом из Гамбурга, произнесите «хаммель-хаммель», и он обязательно, с восторгом вам ответит «морс-морс». Это приветствие стало как бы опознавательным знаком гамбуржцев на чужбине.
Несколько лет назад в городе было изготовлено сто пластиковых Хуммелей высотой с человека. В результате благотворительной акции многие фигуры были распроданы и принесли более миллиона евро для городского проекта «Крыша для бездомных». Многие фигуры Шмелей обрели частных владельцев, а некоторые из них остались на городских улицах и широко доступны как местным жителям, так и многом туристам, посещающих этот изумительный город.

Изображение

Изображение


Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 02 дек 2014, 22:24

Лимонная Тётушка в Гамбурге. (городские легенды)

Изображение

Не менее оригинальный персонаж Гамбурга — продавщица с кличкой Лимонная Тетушка(Zitronenjette), жившая в Гамбурге в конце XIX – начале XX веков. Реальное имя которой Йоганна Генриетта Мария Мюллер (1841-1916).
Заслуживает отдельного упоминания её внешность - почти лилипутского роста 1,32 м - но не изящной она казалась, а массивной. Особо кидался в глаза её приплюснутый большой нос. Всё время в короткой по тем временам юбке, еле прикрывавшей колени, синий фартук. Её необычная внешность притягивала, как магнитом, уличных озорников и хулиганов, вызывая насмешки и издевательства.
В Гамбург Генриеттa, уменьшительно – Йетта. переехала ещё ребёнком вместе с матерью и сестрой. Из-за своего невысокого роста Jette не имела никакого шанса найти хоть где-нибудь подработку. Когда мать умерла, Генриетта осталась с сестрой, работавшей прачкой, надо было искать работу. Уже в те времена в пристани стояли многочисленные корабли с лимонами на борту. Йетте купила полую корзинку лимонов у матросов и пошла их продавать по улицам города. С тех пор это занятие и обеспечивало ей те крохотные доходы, за счёт которых она жила.
Целыми днями с полной корзинкой лимонов она ходила по улицам и забегаловкам города и жила на деньги, вырученные от продажи жёлтых плодов. Чаще всего заметить Лимонную Тётушку можно было в центре и на Санкт Паули, но периодически и в других частях города.

Изображение

В барах и пивных Гамбурга она рекламировала свои южные желтые фрукты возгласами "Zitroon, Zitroon" (лимоон, лимоон). Из-за этого её прозвали Лимонной Йеттой (Zitronenjette). По вечерам она любила наведаться в кабак и выпить чего-нибудь покрепче после трудового дня.

Изображение

Cтрасть к алкоголю, в результате, привела Генриетту в больницу для умалишённых (Irrenanstalt Friedrichsberg, 1884), где, однако, никто её не лечил и не обращался с ней, как с выжившей из ума. Там она и умерла спокойно и умиротворённо в возрасте 75 лет, не дожив 10 дней до 76 дня рождения.
Многочисленные театральные постановки истории её жизни принесли известность Лимонной Тётушке, так что в 1986 году даже был установлен памятник. Автор памятника Hansjörg Wagner. Говорят, что если найти памятник самостоятельно и подержаться за указательный палец Лимонной Йетты - то сбудутся желания.... правда это или нет, неизвестно. Но желающих подержаться за палец очень много.

Изображение

Изображение

Изображение

При этом первая постановка(Ernst-Drucker-Theater/heute St.Pauli-Theater) была уже в 1900 году, на премьеру была приглашена сама Лимонная Тётушка, которая так до конца и не смогла поверить, что на основе её бедной и суровой жизни была написана целая история...
Гос. Женский Совет ежегодно присуждает премию Лимонной Тётушки. Награждаются женщины, которые долгое время выступали на добровольных началах в Совете на стороне женщин. Премия в виде преходящей скульптуры Лимонной тётушки передаётся на год (из рук в руки). Плюс имена награждённых высекаются на настоящей скульптуре. При передаче премии та, кто владела целый год "Лимонной Тётушкой", получает небольшую копию самой скульптуры.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 03 дек 2014, 22:50

ЛЕГЕНДА О ВЕРНОСТИ ЖЕНЩИН

Легенда относится к середине XII века и тогда же была отмечена в хрониках.

Изображение

Обычным делом после осады крепости было отдать замок на разграбление, а его защитников – на поругание своим солдатам. Но король Конрад III уже успел вжиться в роль монарха.
Он решил поступить по-королевски и проявить неслыханную милость.
Он объявил, что все мужчины – защитники замка будут казнены за сопротивление законной власти, а женщины и дети могут его покинуть, взяв с собой все самое дорогое.
Каково же было изумление короля, когда он увидел, как из раскрывшихся ворот крепости показалась длинная вереница женщин, которые, согнувшись под несусветной тяжестью, несли на своих плечах своих израненных мужей.

По другой легенде, королю Конраду III было доставлено послание, в котором женщины надеясь на королевскую милость,просили разрешить им покинуть замок на рассвете и взять только то, что они смогут унести на спине.
Король проявил милосердие и позволил детям и женщинам покинуть замок.
Велико было удивление короля, когда он увидел цепочку женщин, несущих на спине своих мужей и юных дев, несущих своих братьев или отцов, но королевское слово нерушимо.
Был ли это чей-то хитрый замысел или великая сила любви, объединившая женщин для спасения своих любимых, так и осталось загадкой....

Вот,что нам говорит Кёльнская королевская хроника:
«…Год 1140. Король осадил крепость герцога Вельфа Баварского, называемую Винесберг, и подчинил её. При этом находившимся там дамам и остальным женщинам по королевскому согласию было дано разрешение взять с собой столько, сколько они смогут унести на плечах. Они же, думая о верности своим мужьям, а также и о спасении остальных, оставили свою утварь и вышли, неся на плечах своих мужей. Когда же герцог Фридерих посоветовал не позволить этого, король сказал, одобряя хитрость женщин, что не подобает заниматься толкованием королевского слов…»

Многочисленные позднейшие источники уточнили, что в ответ на предложение своего брата Фридриха воспользоваться ну столь явным же нарушением если не буквы, то духа достигнутой договорённости о капитуляции король якобы произнёс свою историческую фразу: «Королевское слово даётся лишь однажды и не может быть отменено». Этот эпизод вошёл в историю под названием «верные жёны Вайнсберга».

История о верных женах Вейнсберга стала темой многих песен и сказаний.
Впервые о вейнсбергских женах упоминается в хронике за 1170, хотя не исключено, что это всего лишь переложение другой знаменитой истории, случившейся в Северной Италии в 1160.
Тогда при осаде Кремоны Фридрихом Барбароссой последний также позволил жителям покинуть город, унося на себе свои вещи, и одна женщина оставила дома деньги и драгоценности, чтобы вынести из города своего тяжело больного мужа.

Однако является ли данная легенда примером благородства и доброты женщины? Казалось бы, тут и спорить не о чем - безусловно, является. Но если вдуматься в суть, окажется, что это далеко не так.
Описанные события происходили в 1140 году. И в те времена женщин, оставшихся одних вне городских стен, изнасиловали и порезали бы в ближайшем лесу. Шансов дожить даже до следующего дня у них было очень немного. Именно поэтому они и взяли с собой своих мужей - АРМИЮ, которая могла бы их защитить.
Поэтому данная история является примером не благородства и самоотдачи, а хитрости и расчетливости женщин.

Изображение

На нотгельдах города ДЁБЕЛЬН(DÖBELN) изображён замок Крибштайн.

Известно, что всякий средневековый замок славен своей легендой. Так, легенда замка Крибштайн рассказывает о поистине героической верности женщин замка. По легенде, в 1415 году замок был захвачен, когда его хозяина не было на месте. Замок находился в долгой осаде, и вскоре благородные неприятели смилостивились над женщинами осажденной крепости и позволили им выйти, взяв с собой лишь то, что они могут унести на себе.
На утро, когда ворота осажденного замка открылись, захватчики с удивлением увидели женщин замка Крибштайн, несущих на себе своих мужей. Пораженные увиденным и восхищенные верностью и отвагой женщин замка, захватчики даровали жизнь даже плененному хозяину замка.

В наши дни замок Крибштайн регулярно используется для проведения различных культурных мероприятий - концертов средневековой и классической музыки, музыкальных фестивалей, рок-концертов, а также мероприятий вроде рыцарских встреч.
В замке-крепости Крибштайн не раз снимались фильмы на темы Средневековья. «Железный Ганс» по сказке братьев Гримм, «Графиня» о жестокой венгерской графине Элизабет Батори, погубившей по легенде около 600 девушек, чтобы купаться в их крови ради сохранения молодости.

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 04 дек 2014, 23:10

На сканах нотгельдов ИЛЬЗЕНБУРГ(ILSENBURG),НОРДХАУЗЕН(NORDHAUSEN) И ТАЛЕ(THALE) изображен дикарь, который считается символом гор Гарц; согласно легенде он является хозяином лесов и гор в этой местности и помогает горнякам, указывая им места с залежами серебряных руд.

Изображение

Изображение

Изображение

По легенде в начале 16 века в горах Гарц шахтеры увидели дикого человека, он был ранен ими и взят в плен, но потом дикарь умер от ран, а в том месте, где он был пойман, шахтеры нашли большие залежи серебра; в этом месте был основан город, названный в честь дикаря - Вильдеман (дословный перевод - дикий человек или дикарь) и как дань легенде, на этой территории чуть позже начинают чеканить на монетах и изображать на бумажных нотгельдах лесного человека (дикаря); позже в г.Вильдемане был установлен памятник дикарю.

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 05 дек 2014, 22:27

Фауст

Изображение
Портрет Фауста анонимного немецкого художника XVII столетия

В немецкой литературе существовало много легенд о докторе Фаусте. У этих легенд есть исторические корни.
Доктор Иоганн-Георг Фауст был странствующим врачевателем, чернокнижником, прорицателем, астрологом и алхимиком. Современные ему ученые, такие, как Парацельс, отзывались о нем как о шарлатане-самозванце; с точки зрения его студентов (Фауст одно время занимал профессорскую кафедру в университете), он был бесстрашным искателем знания и запретных путей. Последователи Мартина Лютера (1583–1546 гг.) видели в нем нечестивца, с помощью дьявола творившего мнимые и опасные чудеса. После его внезапной и загадочной смерти в 1540 году жизнь Фауста обросла множеством легенд.
Книгопродавец Иоганн Шпис впервые собрал устную традицию в народной книге о Фаусте (1587 г., Франкфурт-на-Майне). Это была назидательная книга, "устрашающий пример дьявольского соблазна на пагубу тела и души". У Шписа появляются и договор с дьяволом сроком на 24 года, и сам дьявол в виде собаки, которая оборачивается слугой Фауста, брак с Еленой (тем же дьяволом), фамулус Вагнер, страшная смерть Фауста.
Иоганн Вольфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) свою знаменитую трагедию начал писать в 1774 году и закончил только через 58 лет в 1832 году. Фантастический сюжет "Фауста" проводит героя по разным странам и эпохам цивилизации. Поскольку Фауст — универсальный представитель человечества, постольку ареной его действия становится все пространство мира и вся глубина истории. Поэтому изображение условий общественной жизни присутствует в трагедии лишь в той мере, в какой она опирается на историческую легенду.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ "ФАУСТА" Гёте.

В Прологе на небесах Господь заключает с дьяволом Мефистофелем пари о человеческой природе; объектом эксперимента Господь выбирает своего "раба", доктора Фауста.
В первых сценах трагедии Фауст переживает глубокое разочарование в жизни, которую он посвятил науке. Он отчаялся познать истину и теперь стоит на грани самоубийства, от которого его удерживает звон пасхальных колоколов. Мефистофель проникает к Фаусту в виде черного пуделя, принимает свой истинный облик и заключает с Фаустом сделку — исполнение любых его желаний в обмен на его бессмертную душу. Первое искушение — вино в погребке Ауэрбаха в Лейпциге — Фауст отвергает; после магического омоложения на кухне ведьмы Фауст влюбляется в юную горожанку Маргариту и с помощью Мефистофеля соблазняет ее. От данного Мефистофелем яда умирает мать Гретхен, Фауст убивает ее брата и бежит из города. В сцене Вальпургиевой ночи в разгар ведьмовского шабаша Фаусту является призрак Маргариты, в нем просыпается совесть, и он требует у Мефистофеля спасти Гретхен, брошенную в тюрьму за убийство рожденного ею младенца. Но Маргарита отказывается бежать с Фаустом, предпочитая смерть, и первая часть трагедии заканчивается словами голоса свыше: "Спасена!" Таким образом, в первой части, разворачивающейся в условном немецком средневековье, Фауст, в первой жизни бывший ученым-отшельником, обретает жизненный опыт частного человека.
Во второй части действие переносится в широкий внешний мир: ко двору императора, в таинственную пещеру Матерей, где Фауст погружается в прошлое, в дохристианскую эпоху и откуда приводит Елену Прекрасную. Недолгий брак с ней завершается смертью их сына Эвфориона, символизируя невозможность синтеза античного и христианского идеалов. Получив от императора приморские земли, старик-Фауст наконец обретает смысл жизни: на отвоеванных у моря землях ему видится утопия всеобщего счастья, гармония свободного труда на свободной земле. Под стук лопат слепой старик произносит свой последний монолог: "Я высший миг сейчас переживаю", — и по условиям сделки падает замертво. Ирония сцены в том, что Фауст принимает за строителей подручных Мефистофеля, копающих ему могилу, а все труды Фауста по обустройству края уничтожены наводнением. Однако Мефистофелю не достается душа Фауста: за него вступается перед Богоматерью душа Гретхен, и Фауст избегает ада.

Следует отметить, что Фауста Гёте зовут Генрих, а не Иоганн.

На нотгельдах города ШИРКЕ(SCHIERKE) изображены сцены из Фауста.

Изображение

На 10 пфеннингах - взбирающиеся на гору Брокен, Мефистофель и Фауст, где происходил шабаш ведьм в Вальпургиеву ночь. Плащ Мефистофеля красного цвета. Фауст - в черном платье магистра.

Изображение

На 75 пфеннингах Мефистофель и Фауст танцуют с ведьмами.

Изображение
Мемориальная доска на доме Фауста

Изображение
шаляпин в роли мефистофеля

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 07 дек 2014, 15:55

Гуситский праздник вишни

Hussiten-Kirschfest” – гуситский праздник вишни, старинный народный праздник, восходит к периоду так называемых Гуситских войн (XV в.) в Чехии, которые затронули частично и соседние страны, в частности Германию. Во время осады Наумбурга гуситы – последователи учения Яна Гуса – очень дружелюбно относились к местным жителям, угощали детей вишнями.
Немного поподробнее.
Среди немецкого народа надолго сохранилась память о походе 1430 года. В этой связи следует упомянуть так называемую наумбургскую легенду. Когда войска таборитов приближались к городу Наумбургу, гласит это сказание, напуганные городские власти отправили к Прокопу, о кровожадности которого католические попы распространяли злобные басни, депутацию из женщин, девушек и детей. Депутация женщин в белых одеждах и детей с цветами в руках, во главе которой стояла девушка по имени Анита, свободно прошла через ряды осаждавших до самой палатки сурового полководца. Прокоп обласкал детей и обещал, что его войска не тронут город. Вскоре армия гуситов двинулась в поход, оставив Наумбург, жители которого отделались одним испугом.
Ещё в начале XIX века наумбуржцы ежегодно отмечали дату этого события, направляя девушек и детей из города к тому месту, где, по преданию, их предки были встречены славным вождём Табора, покровителем женщин и детей.

Комментарии к легенде.
Описанное событие имело место в 1432-м г. Упоминается в хронике Лаврентия из Бржезовой, в "Старых летописях чешских". По вполне понятным причинам серьезные люди относятся к этому скептически. По нескольким причинам. Прокоп, хотя и демонстрировал очень редко великодушие,никогда не щадил тех городов, которые нарушили свое обещание о союзе либо нейтралитете. Таковые он брал, сжигал, а жителей вырезал.

- Зачем ваш епископ голосовал за казнь Яна Гуса?! - спросили гуситы.
Городской учитель вывел за крепостные стены детей в белых одеждах и попросил прощения.


В данном же случае все было еще серьезнее, ибо епископ Наумбурга проголосовал в 1415-м г. за казнь магистра Яна Гуса. А такого ни Прокоп, ни его окружение простить не могли. И ни один военачальник, отказавшийся от подобной мести, не удержался бы во главе армии - даже такой влиятельный. Потому моя версия событий такая - горожане таки вытурили епископа вместо детишек, Прокоп его на скорую руку замучил, а потом все войско двинулось дальше.

Изображение
Прокоп Великий, Прокоп Большой, Прокоп Голый (Prokop Veliký, Prokop Holý) (около 1380 — 30.5.1434), деятель гуситского революционного движения.
Прокоп Голый - не потому, что буквально голый, а потому, что имел привычку брить (голить) бороду начисто, оставляя только усы.


Но легенда намного красивее правды.

В 1832 году Карл Фридрих Зайферт написал песню о гуситах и Наубурге.

Das Naumburger Kirschenfest.

Die Hussiten zogen vor Naumburg
Über Jena her und Camburg;
Auf der ganzen Vogelwies`
Sah man nichts als Schwert und Spieß,
An die hunderttausend.

Als sie nun vor Naumburg lagen
Kam darein ein großes Klagen;
Hunger quälte, Durst tat weh,
Und ein einzig Lot Kaffee
Kam auf sechzehn Pfennig.

Als die Not nun stieg zum Gipfel,
faßt die Hoffnung man beim Zipfel;
Und ein Lehrer von der Schul'
Sann auf Rettung und verful;
Endlich auf die Kinder.

"Kinder", sprach er, "ihr seid Kinder,
Unschuldvoll und keine Sünder!
Ich führ zum Prokop euch hin,
Der wird nicht so grausam 'sin,
Euch zu massakrieren."

Dem Prokopen tät es scheinen,
Kirschen kauft er für die Kleinen,
Zog darauf sein langes Schwert,
Kommandierte: "Rechtsum kehrt!
Hinterwärts von Naumburg!"

Und zu Ehren des Mirakel
Ist alljährlich ein Spektakel;
Kennt ihr nicht das Kirschenfest,
Wo man's Geld in Zelten läßt?
Freiheit, Viktoria!


примерный перевод песни

Гуситы дружно шли на Наумбург,
Через Йену, через Камбург;
Взметнулись копья над полями,
Луга усеяны клинками -
Несметным их числом.

Они в осаду Наумбург взяли,
Мещане дружно причитали -
Мол, есть им нечего и пить,
Шестнадцать пфеннигов платить
За кофе лот(старинная мера веса) единый!

Так их волненья нарастали,
Надежды с брюхами тощали;
Тут герр учитель предложил
План супротив гуситских сил,
Подумавши о детях.

Детишки, мол, зело потешны,
Чисты, невинны и безгрешны -
К Прокопу вывести гурьбой!
Коль их убьют, грех небольшой,
В рай души вознесутся.

Прокоп усищи подкрутил
Да вишен маленьким купил.
Он меч свой выхватил, вознес.
"Идёмте дальше" - разнеслось
Над Наумбургом затихшим.

С тех самых пор, в честь избавленья,
Из года в год увеселенья -
Гуситских вишен славный праздник.
Там веселится всяк проказник,
Транжирит медяки - ура, победа!


Праздник проходит каждый год в городе Наумбург (Германия) - на последних июньских выходных (во время созревания вишни).
Праздник отмечают уже с 16-го века.
Люди переодеваются в различные костюмы и устраивают "Умзуг" - т.е. бредут по городу.
Кроме этого повсюду играет музыка,на центральной площади устанавливают палатки, где проходят всякие конкурсы и развлекательные мероприятия.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 08 дек 2014, 23:20

Замок Вартбург

Изображение

Изображение

Замок Вартбург окутан тайнами, легенды о нём передают из поколения в поколение. Расположен он на высоком холме в лесах Тюрингии, недалеко от города Айзенах, где родился Иоганн Себастьян Бах, замок Вартбург считался источником магических сил, повлиявших на историю Германии. Здесь впервые прозвучала идея объединения разрозненных земель в единое государство, а Гитлер проводил совещания астрологов и ясновидцев.
Замок Вартбург расположен на высоте 190 метров и основан в 1067 году(упоминание о замке встречается в книге Бруно фон Мерзебурга о Саксонской войне (1080 год)) франкским графом, Людвигом I Прыгуном (Шпрингером).
Есть легенда, что граф Людвиг, увидев местные скалы, сказал: "Wart Berg, du sollst mir eine Burg werden" - "Ждите, горы, вы должны стать мне крепостью"- воскликнул он в восхищении. Ошеломленные этим решением, местные владельцы Франкенштайны попытались отстоять свои законные права на голый скалистый утес, но юный сумасброд ночью приказал перенести на его вершину тысячи корзин своей родовой земли, после чего угрожающе заявил, что его древо родословное произросло на родной почве. От сочетания слов "warten" - ждать и "Burg" - крепость и произошло название замка.

Изображение

По другому преданию крепость выросла на вершине Вартберга по другой причине.Подобные укрепленные замки возникали тогда по всей Тюрингии и Саксонии, образуя заслон против вторжения венгерских племен с юга и утверждая мощь местной феодальной знати. В XII веке в Тюрингии помимо Вартбурга, существовали и другие такие же укрепленные крепости - Вайсензее, Экардсберг, Нойенбург и другие.
Сохранившийся до наших дней каменный дворец, составляющий основу сооружения, построен в 1155 году ландграфом Людвигом II. В то время замок был уникальным в своем роде и хорошо известным в регионе.
Рядом с замком находилось по меньшей мере три поселения, которые объединились в одно, во второй половине XII века.Образовавшийся город, Айзенах(нем. Eisenach), впервые упоминается в хрониках в 1180 году.
В XIII веке замок Вартбург являлся поэтическим центром миннезингеров (трубадуров) , где проводились «Состязание певцов на Вартбурге» (Sängerkrieg auf der Wartburg). Миннези́нгеры (нем. minnesänger; букв. — «певец любви») воспевали рыцарскую любовь к Прекрасной Даме, служение Богу и сюзерену. Легендарный конкурс лучших миннезингеров Германии объявил Герман, граф Тюрингии и Саксонии, в 1206 году. Проигравшего ждала смерть (правда, незадачливому певцу удалось избежать печальной участи). В зале Певцов собралось шесть миннезингеров. Победителем конкурса стал Вальтер фон Фогельвейде(изображён на нотгельде) - великий немецкий поэт средневековья, история которого стала основой оперы Вагнера "Тангейзер", впервые в рыцарской лирике воспевший любовь к девушке из народа.

Изображение

Граф хвалил пятерых певцов, кроме одного - Генриха фон Офтердингера, австрийского мастера. Граф велел его казнить, но графиня Софи заступилась и ему предоставили год отсрочки. По легенде, благодаря магической помощи адской собаки, певец бежал в Венгрию. Вернувшись через год, он предсказал рождение венгерской принцессы Елизаветы, и был помилован.
Кроме Вальтера фон Фогельвейде, в состязании певцов, участвовал и Вольфрам фон Эшенбах, песни которых немецкие школьники изучают, как "Слово о полку Игореве".

Изображение

А теперь о Тангейзере.

Тангейзер, иначе Тангузер, Таннхойзер (нем. Tannhäuser, Tanhüser) — миннезингер XIII века, жизнь и личность которого стали темой для немецких народных легенд и сказаний, связанных, с одной стороны, с преданиями о горе Герзельберг, или Венериной горе близ Вартбурга, с другой стороны — с легендами о «Вартбургской войне» или состязании поэтов. Наиболее известен по одноимённой опере Вагнера. Его творчество носило чувственный характер и нарушало нормы стиля, принятые в ту эпоху. Как это, так и полная приключений жизнь и характер поэта оттолкнули от него современников. Имя его оказалось окутанным множеством легенд, а поэзия объявлена внушением дьявола. В начале XVI в. он становится героем народной песни (бытовавшей в нескольких вариантах), в которой даны основные мотивы сюжета оперы.
Тангейзер сочинял своеобразные плясовые песни, называемые нем. «Leiche»; по словам одного из исследователей миннезанга (Гагена), Leiche — «песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе и с быстрыми пассажами вверх и вниз, во весь диапазон аккомпанирующего песне струнного инструмента». В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность Тангейзера, воспевавшего пляски с красавицами на цветущем лугу под липою и пастушеские удовольствия с «верною Кунигундою». Временами исторический Тангейзер не чужд и настроений искренно-религиозного характера.
Сущность южно-германского предания о Тангейзере такова. Однажды миннезингер Тангейзер, идя в Вартбург на состязание певцов, увидел у Герзельберга богиню Венеру (нем. Frau Venus), которая завлекла его к себе в грот; там он пробыл семь лет в забавах и развлечениях. Боязнь, что он погубил свою душу, побудила его расстаться с богиней и искать отпущения грехов в Риме, у папы Урбана. Папа с негодованием отказал в этой просьбе, сказав, что скорее его папский посох даст свежие побеги, чем Бог простит такого великого грешника. Тангейзер с горя вернулся к дьявольской Венере в Герзельберг. Тем временем посох пустил побеги, и папа велел отыскать прощенного Богом грешника — но его уже не могли найти. Тангейзер должен остаться в Герзельберге до Страшного Суда, когда Господь окончательно решит его участь. Ко входу в пещеру Герзельберга приставлен добрый гений германских сказаний, «верный Эккарт» (нем. der treue Eckart), никого не допускающий в пещеру. В этой сказке проявляются свойственные средневековью настроения: томление по античному и родному (германскому) язычеству и недовольство аскетическою суровостью духовенства.

На этом легенды Вартбурга не заканчиваются, продолжение следует...

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 09 дек 2014, 22:15

Замок Вартбург, продолжение...
Святая Елизавета Венгерская

Изображение

Св. Елизавета Венгерская — дочь венгерского короля Эндре II из династии Арпадов — родилась в 1207 году в Шарошпатаке (совр. Венгрия). В четыре года была помолвлена с Людовиком, сыном и наследником ландграфа Тюрингии и Гессена, воспитывалась при дворе будущего мужа в Марбурге и замке Вартбург близ Эйзенаха. С ранних лет Елизавета отличалась благочестием и милосердием: любила молитву, раздавала свои вещи беднякам, а повзрослев, начала навещать больных, помогая им почтительно, как Самому Христу.

Венгерской принцессе было всего четыре года, когда она приехала в замок Вартбург в 1211 году, чтобы обручиться с его владельцем - графом Людвигом III. В 1217 году умер ландграф Тюрингии Герман I. Ландграфиня София, недовольная любовью невестки к беднякам, попробовала отговорить сына от женитьбы и внушить ему мысль обвенчаться с девушкой, «умеющей вести себя, как подобает супруге суверена». Но Людовик видел, какое сокровище Бог подарил ему в Елизавете, и отказался. Время показало, что он был прав: их союз, увы, недолгий, оказался счастливым.В 1221 году 18-летний Людовик торжественно обвенчался с 14-летней Елизаветой. В 1222 году у них родился первенец, названный в честь деда Германом; в 1224 году родилась София, а в 1227 — Гертруда. Елизавета посвятила свою короткую жизнь помощи бедным и была причислена к лику святых после смерти в свои 25 лет. Ей приписывались различные чудеса.
Еще в юности на Елизавету сильное влияние оказали францисканцы, в то время только начинавшие проповедь в германских землях. Став правительницей Тюрингии, она, под влиянием своего духовного наставника Конрада Марбургского, стала еще больше времени и средств отдавать бедным. По-видимому, именно в это время Елизавета вступила в Третий орден францисканцев; считается, что сам святой Франциск незадолго до смерти отправил послание первой германской терциарке. Благодаря Елизавете в Эйзенахе была построена большая больница для бедных. В голодные годы она ежедневно подавала милостыню и кормила сотни нуждающихся.
Согласно преданию, однажды зимой Елизавета, спешившая с подаянием к беднякам, повстречала Людовика (по другим сведениям — его брата или дядю). Он сказал, что пропустит ее, если она покажет, что на этот раз вынесла из замка. Елизавета откинула плащ, и, к их удивлению, на землю посыпались свежие благоухающие розы.

Изображение

(Эта же легенда была заимствована жителями Испании и Португалии и рассказывается о её внучатой племяннице и тезке св. Изабелле Португальской).Богобоязненный муж позволил ей продолжать благотворительную деятельность. Еще одна легенда рассказывает, как однажды Елизавета во время отъезда мужа привела в замок прокаженного сироту, позаботилась о нем, как о родном сыне, и уложила спать в королевскую кровать. Неожиданно вернулся Людовик, и разъяренная мать рассказала ему, чем занимается в его отсутствие жена, «приукрасив» повествование немыслимыми домыслами. Людовик вбежал в спальню, откинул покрывало и в изумлении замер: на кровати лежал Распятый Христос.
В 1227 году Людовик Тюрингский вновь покидает семью и принимает участие в VI крестовом походе, объявленном императором Фридрихом II. Домой ландграф не вернулся: в южном итальянском городе Отранто он умирает от заразной болезни. Когда новость о смерти Людовика достигла Тюрингию, его родственники восстали против вдовы и изгнали ее вместе с детьми из замка. По легенде, жители Эйзенаха из страха перед братьями покойного ландграфа отказались приютить Елизавету, на руках у которой было трое маленьких детей — младшей девочке исполнилось всего два месяца, — и изгнанники нашли пристанище в хлеву. Возблагодарив Христа за то, что Он, наконец, позволил ей и ее детям в полной мере подражать Его нищете, Елизавета попросила францисканцев построенного ее стараниями монастыря спеть гимн «Te Deum» и звонить в колокола.
В действительности, молодая вдова получила причитающееся ей после смерти мужа наследство и могла распорядиться им по своему усмотрению: выйти вновь замуж или удалиться, как подобало лицам королевской крови, в монастырь. Елизавета же решает избрать приемлемую для себя форму христианской жизни в миру в духе Третьего ордена св. Франциска: она отказывается вернуться в Венгрию к родственникам, но и не скрывается за стенами монастыря; связав себя обетами безбрачия и бедности, она ведет молитвенную жизнь и совершает дела милосердия в Марбурге. В 1228 году основывает больницу для бедных, где трудится вместе с другими терциарками. Дважды в день навещает больных, в остальное время собирает подаяние на нужды госпиталя.
Радикальная бедность вдовы вновь навлекла на нее гнев родственников мужа, на этот раз они забрали у нее детей, чтобы воспитать их при дворе. Здоровье Елизаветы было подорвано, 17 ноября 1231 года она умерла в Марбурге.
После кончины ее духовник Конрад Марбургский открыл, что еще при жизни мужа Елизавета самоотверженно посвящала себя больным и отверженным: «Одних она кормила, другим давала постель и носила на плечах, не щадя себя, но не идя, однако, в этом наперекор мужу».
В 1235 году Папа Григорий IX прославил Елизавету в лике святых.
Во времена Реформации, в 1539 году, ландграф Филипп Гессенский осквернил и захватил мощи св. Елизаветы, однако через 9 лет был вынужден возвратить реликвии на прежнее место. Частицы мощей небесной покровительницы францисканских терциариев почитаются в Вене (Австрия), Брюсселе (Бельгия) и Витербо (Италия). Своей заступницей Елизавету также считают медработники, пекари и члены благотворительных обществ.
Память святой Елизаветы Венгерской в Католической церкви — 17 ноября.
Елизавета особенно чтима в Германии, считается покровительницей Тюрингии и Гессена. Её образ широко распространён в искусстве Северной Европы. Для францисканцев она является символом женского милосердия и фигурирует в творениях итальянских живописцев этого ордена.
В честь Елизаветы Венгерской освящёна знаменитая Голубая церковь в Братиславе.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 09 дек 2014, 23:25

Замок Вартбург, окончание.
Мартин Лютер и дьявол

Возникновение протестантизма относится к началу XVI века. Contra scolasticam Theologiam (против школьного богословия) – так его родоначальник Мартин Лютер, католический монах ордена св. Августина, определяет исходную точку своего реформаторского движения. Отсюда и название – «Протестантизм». По выражению самого основателя, протестантизм – это противление вечному, тому, что порабощает во внешнем догмате, и от чего Лютер якобы освобождает «внутренним опытом».
Одним из самых знаменитых постояльцев Вартбурга стал Мартин Лютер, приехавший сюда после того как церковь объявила его еретиком и приговорила к смертной казни(Лютер, публично объявил папу Льва X антихристом). Лютер,под именем дворянина(юнкера) Йорга, отрастил бороду и скрывался под защитой немецкого князя, курфюрста Саксонии Фридриха III Мудрого (1521 - 1522 гг).

Изображение

Фридрих III стал могущественным защитником Лютера и после его осуждения на Вормсском сейме в 1521 году предоставил ему убежище в Вартбурге. Здесь, в борьбе с депрессией и в спорах с дьяволом( :) ), Мартин Лютер перевел Новый Завет с греческого оригинала на общедоступный немецкий язык, избирая простой, но яркий слог драматического пересказа жизни Христа, который до сих пор является основой современной Библии.
Однажды, по преданию, к нему в келью-камеру явился дьявол и стал над ним насмехаться. Разгневанный Лютер запустил в нечистого чернильницей. С тех пор, как утверждают легенды, на деревянной стене время от времени проявляется темное пятно от чернил, не поддающееся стиранию(в комнате побывало так много желающих соскрести кусочек в качестве сувенира, что в настоящее время осталось только отверстие возле печи). Пётр I, увидев пятно, потрогал его и воскликнул: "Верю, чудо сие великое есть: чернила совсем свежие!"

Изображение

Скептики утверждают, что на самом деле Мартин Лютер сказал: "Здесь я боролся с дьяволом чернилами". Так что, скорее всего, чернильницами он не швырялся, это уж придумали предприимчивые владельцы замка, чтобы поразвлечь гостей.
В Вартбурге Лютер продолжает через своих связных руководить протестантским движением в Германии, лихорадочно пишет и рассылает очередные памфлеты, предуготавливающие скорое возмущение масс.
В XVI - XIX веках здесь побывало множество посетителей из всех стран, жаждавших взглянуть на обиталище знаменитого Мартина. Неудивительно, что при этом исчезли не только его личные вещи, но даже мебель кабинета оказалась разнесенной в щепы "на сувениры". Единственным предметом прежней обстановки остался самый странный экспонат - огромный позвонок кита, служивший Лютеру подножием во время работы за письменным столом.
Даже если это миф, сам Лютер неоднократно писал о паранормальных явлениях. В 1521 г. в том же Вартбургском замке, где Лютер скрывался после того, как выступил против власти папы и коррупции среди церковников, произошло следующее. Однажды Лютеру принесли мешок лесных орехов. Едва он лег спать, как орехи в мешке запрыгали. Кровать под ним загремела, а орехи летали по комнате, ударяясь о потолок. Поскольку они не причиняли ему вреда, Лютер уснул, однако вскоре проснулся от грохота, как будто сотни бочек катились вниз по лестнице. Но железная дверь перед лестницей была на запоре, и войти никто не мог. Позднее Лютер перебрался в другую часть замка, но и женщина, спавшая в его бывшей комнате, также слышала страшный шум, будто в доме безобразничали тысячи чертей.
В 1517 г. доктор богословия Мартин Лютер положил начало Реформации, вывесив на дверях собора 95 тезисов против догматов католицизма. Лютер рассказывал, что однажды слышал дьявола под потолком кельи, «...но, поскольку я знал, что это дьявол, то не обратил на него внимания и уснул».
Лютер верил, что им руководят некие невидимые сущности, и предчувствовал грядущие болезни и свою смерть. Его преследовали голоса и видения дьявола, который, как считал Лютер, однажды явился ему в образе свиньи во дворе и собаки на его постели, хотя ни свиней, ни собак в замке Вартбург не было.

Но не надо думать что только замок Вартбург повинен во встречи Мартина Лютера с дьяволом. Нечистый часто общался с Лютером, следовательно данный господин был либо не в себе :crazy: , либо много потреблял алкоголя :) .
Вот некоторые факты из жизни Мартина Лютера(воспоминания).
Я никому, даже злейшим врагам моим, не пожелал бы страдать, как я страдаю», – писал он о своих состояниях. – Я нерушимо хранил все обеты целомудрия, послушания и нищеты… Но под этой наружной святостью в сердце моем были сомнение, страх и тайное желание ненавидеть Бога» Когда Лютер читал в Евангелии место, в котором говорилось, что только малая часть спасется, то Бог казался ему злодеем: «Лучше бы уж никакого Бога не было бы, – говорил он в гневе. – Страшно впасть в руки Бога живаго, но еще страшнее впасть в неизвестно чьи – Бога или диавола»
Будущий реформатор почти непрестанно слышал голоса, то говорящие: «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный», то: «Идите ко мне, проклятые, в огнь вечный». «Вначале я чувствовал близость диавола около себя, – вспоминал он, – а потом я ощущал его явно в себе». Когда же однажды в костеле читали Евангелие о глухонемом бесноватом, Лютер вдруг с искаженным от ужаса лицом закричал: «Я не он, я не он! Non sum, non sum!» С этими словами он упал, как бы пораженный молнией, и долго лежал без чувств
«Имя Иисуса ужасало меня, – писал он, – и когда я смотрел на крест, то видел молнию» Несмотря на это, аббат монастыря св. Августина (он же его духовник) ходатайствует о рукоположении истощенного бесовскими наваждениями Лютера в пресвитера. 2 мая 1507 года, совершая свою первую мессу, Лютер чуть не убежал, когда надо было произносить слова молитвы: «Тебе, Богу живому, вечному, истинному…». Ему стало так плохо от этих слов, что только находившийся рядом аббат и другие монахи силою удержали его от бегства . «Я осужден, проклят Богом, – писал Лютер о своем состоянии. – Столько раз диавол нападал на меня и душил почти до смерти… Я провел более ста ночей в бане холодного пота» .
Лютера диавол бросал то в огонь, то в воду. Его ненависть к Богу была настолько велика, что он даже перестал скрывать ее. «Я возмущался и роптал, – писал Лютер. – Мало Ему, что Он осудил нас на вечную смерть по закону, Он осуждает еще нас и по Евангелию» С этими словами Лютер брал нож и царапал стену с такой силой, что нож ломался. Для человека неверующего может показаться непонятным такое поведение августинского монаха, но христианин ясно видит сходство «великого реформатора» с гадаринским бесноватым.
Страшные видения мучили Лютера по ночам, и он не мог понять, происходили они во сне или наяву. «Многие хитрые бесы искушают меня и говорят, будто бы они отвлекают меня от скуки, – писал Лютер своим друзьям из Вартбурга. – Шабаш ведьм является одним из этих развлечений» В конце концов гнетущее состояние привело Лютера к тому, что он уже перестал отличать явное зло от добра. Им настолько овладело желание мести, что он уже не понимал, кому мстит. «Назло диаволу» Лютер женится на 26-летней монахине Кэт фон Боре. Многие в народе считали, что от этого гнусного сожительства должен родиться антихрист. Но Лютер признавал этот поступок богоугодным: «Люди меня презирают за этот брак, – писал он друзьям, – но я знаю, что ангелы радуются, а бесы плачут...» .
Завладев полностью душой Мартина, диавол надоумил его изобрести богохульное учение, которое по сути дела было сатанинским: «Пуще греши, крепче верь, и во Христе радуйся, – говорил Лютер. – Все христианство заключается в том, что все наши грехи – не наши, а Христовы... Перескочить от своего греха к праведности Господа и быть уверенным в том, что Его праведность – моя праведность – в этом заключается все дело спасения» . Это исполненное безумной гордыни изречение «Виттенбергского папы» прочно вошло в учение протестантизма. «Мы спасены, – кричали последователи Лютера. – Теперь не папа глава Церкви и наместник Бога на земле, теперь каждый из нас есть святой и безгрешный, ибо наши грехи – это грехи Бога, а праведность Христа – наша праведность»

Изображение
Дьявол, играющий на голове Лютера, как на волынке. Католики Лютера не любили и не любят тоже, естественно. А в качестве чёрного пиара распространяли четыреста лет назад подобные картинки. Некоторые, впрочем, утверждают, что протестанты использовали ровно ту же карикатуру для привлечения внимания к порокам католического духовенства. "Великая сила искусства".

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4014
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 605 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 24 дек 2014, 23:17

ЛЕГЕНДА О ПЕРВОЙ КОЛБАСЕ

Как и многие полезные открытия, домашняя колбаса стала плодом неразделенной любви. А дело было в Баварии…
В одной из баварских деревушек, жил молодой парнишка по имени Ганс Фромм. Не выделялся он ни умом, ни красотой, вот только очень трудолюбивым был. И любил этот паренек девушку, живущую в соседнем дворе, которую звали Гретхен. Гретхен была красавицей и даже не смотрела в сторону Ганса. Однажды осенью папочка Ганса заколол свинью, а сыну наказал разделать тушу. Примерный сын ослушаться не посмел, разделал свинью. А потом промыв кишки, Ганс решил сделать Гретхен подарок. Не долго думая, взял кишку, насыпал в нее гороха и с таким сомнительным подарком отправился к ней. Конечно же, такой презент с возмущением был отвергнут красавицей, да и на не очень лестные эпитеты Гретхен не поскупилась…
Возвратившись, Ганс в приступе неутоленной ярости начал рубить свиную тушу в мелкое крошево и запихивать это крошево в отвергнутые прелестницей свиные кишки.
А когда утром мамаша Фромм обнаружила вместо разделанной свиньи, только забитые мясом кишки, то решила их отварить – не пропадать же продукту.
А продукт получился вкусным, просто пальчики оближешь. Со временем любовь к Гретхен прошла, но в память о неразделенной любви назвал Ганс первую в истории колбасу - «Пальчики Гретхен».

Изображение


Вернуться в «Нотгельды и другие чрезвычайные деньги»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость

cron