Легенды и сказки на нотгельдах Германии.

Личный экспертный раздел Виктора - эксперта по бумажным нотгельдам.
Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 18 апр 2015, 23:41

На нотгельдах Букстехуде(Buxtehude) изображены персонажи сразу двух историй городка, легенда и сказка.
Букстехуде называют городом сказок. Основанный в XIII веке, он стал известен широкой общественности лишь в 1840 году, когда была опубликована (на нижненемецком наречии) знаменитая сказка про ежа и зайца автора Вильгельма Шрёдера (Dr. Wilhelm Schröder) (1808-1878), позднее, в 1843 году, пересказанная братьями Гримм в сказке «ЗАЯЦ И ЁЖ».

Изображение

Изображение

Сказочные персонажи, заяц и еж, превратились в героев города Букстехуде, и им даже поставили памятник, одна из самых необычных достопримечательностей.

Изображение

Изображение

Действие этой истории разворачивается как раз в этом городке. Собственно, сказка существовала и ранее, в народе. Просто в это время она была впервые зафиксирована в письменном виде. «На самом деле» это соревнование происходило в городке с несколько схожим названием Бексхёведе (Bexhövede) недалеко от Бремерхафена (Bremerhaven): именно в этих краях (в городе Ольдендорф недалеко от Штаде) вырос Вильгельм Шрёдер, именно в этом городке жил его дед и именно там будущий писатель услышал эту историю. В Бексхёведе, говорят, тоже есть памятник этим сказочным персонажам.
В сказке идёт речь о том, что высокомерный и наглый заяц постоянно издевался над короткими ножками ежа. Тому это осточертело, и он пригласил зайца в поле, чтобы выяснить, кто быстрее пробежит с одного конца до другого. Заяц, ни сколько не сомневаясь в своей победе, согласился. Так бы, собственно, и случилось, но ёж обманул его: на другом конце поля зайца уже ждала ежиха, как две капли воды похожая на того ежа. Долго ли, коротко ли: добегает заяц до края поля и слышит, как еж (на самом деле – ежиха) кричит ему, что он уже прибежал. Договариваются бежать обратно – и снова ёж на месте, а заяц в недоумении. Так и загоняли они ушастого до смерти, наказав того за гордыню и высокомерие.
Сказка эта переведена на множество языков, пересказана тысячи раз. Есть даже диснеевский мультфильм по мотивам этой истории.

Изображение

Легенда.
А вот еще одна интересная история из Букстехуде. Это - единственный город Германии, где «собаки лают хвостами» – «Hunde bellen mit dem Schwanz». Эта забавная история началась в XIII веке, когда архиепископ Гизельберт пригласил голландских мастеров строить каналы и городские укрепления в Букстехуде. В то время на немецких церквях звонили, ударяя изо всех сил молотом по колоколу. Голландцы, которые были самой передовой в техническом отношении нацией в то время, показали, что намного проще звонить, раскачивая язык колокола за привязанную к нему веревку. Произошло смешение голландского и немецкого языков: «Hunte» (голл.) – «колокол» приняли за «Hund» (собака), «bellen» по-голландски означает «звонить», а по-немецки – «лаять», затертая руками звонарей веревка действительно похожа на собачий хвост (Schwanz). Вот так плохое знание жителями Букстехуде голландского языка и привело к тому, что отныне собаки здесь «лают хвостами»…

Изображение

Этой замечательной историей жители города очень гордятся. Удивительной собаке даже установлен памятник (Bahnhofstraße, около Stadtsparkasse).

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 01 май 2015, 11:54

Немецкий город Кёльн богат на легенды. И одна из них связана с фонтаном, расположившимся в центре Alter Markt, а если быть точнее с человеком, которому он посвящен. Ян фон Верт или Иоганн фон Верт (1591-1652гг.) — реальный человек, известный полководец, генерал кавалерии, принимал непосредственное участие в Тридцатилетней войне.

Изображение

Изображение

Фонтан Яна фон Верта был возведен в 1884 году, скульптор — Вильгельм Альберман. На его вершине возвышается фигура самого полководца, опирающегося на меч. Изображен он в шляпе, высоких сапогах и камзоле.

Изображение

Изображение

Ближе к подножию фонтана мы видим две скульптуры — мужскую и женскую, а также красивые рельефы, на которых предстают сюжеты грустной легенды о любви.

Изображение

Связана она как раз с именем Иоганна фон Верта и называется "Легенда о Яне и Грите". В кратком изложении звучит она так: "Ян, будучи простым батраком, влюбился в красивую девушку-служанку Гриту. Когда он предложил ей выйти за него замуж, та его отвергла по причине бедности юноши, надеясь на более выгодную для себя партию. Ян от горя записался в добровольцы и ушел в служить в армию. За многие годы военной службы он достиг больших высот: получил имение, стал генералом. И когда вернулся в Кельн, то проезжая на своем скакуне через рынок, увидел свою давнюю возлюбленную Гриту: та так и не вышла замуж, так как ни один богач не сделал ей предложения. Она была уже немолода и торговала на рынке яблоками. Увидев её Ян сказал: "Ах, Грита! Кто бы мог подумать?!". На что услышал от нее ответ: "О, Ян, если бы я знала!".Так была посрамлена женская гордость и недальновидность.
Так вот на одном рельефе памятника изображен сюжет, когда девушка отказывается от предложения юноши, а на втором изображена встреча Яна и Гриты уже спустя много лет.
Данный памятник и рельефы изображены на нотгельдах Кёльна.

Изображение

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 07 июн 2015, 23:49

Шахматная деревня Штрёбек.

Изображение

Изображение
schachturm, место заточения Гунцелина

По легенде, в 1011 году, в сторожевой башне Штребека был заключен Маркграф Гунцелин, славянский вельможа. Для того чтобы скоротать время, он лепил из глины и хлеба шахматные фигурки и разыгрывал шахматные партии на расчерченном полу. В начале охрана хотела отобрать у пленника странные игрушки. Но Гунцелин объяснил своим стражникам правила игры и превратился из пленника в тренера. Так как солдаты были местные, то скоро вся деревня дружно уселась за шахматные доски. "Теперь у нас ссорятся только пчёлы", – говорили жители Штрёбека.
Чудо-деревня прославилась на всю страну. Король освободил крестьян от налогов, но потребовал, чтоб они в любой день были готовы к шахматной игре. В каждой избе должны были находиться шахматная доска и комплект фигур, чтобы в любой момент можно было организовать игру.

Изображение

Изображение

Во время коронационных торжеств молодежь показывала традиционное представление «живых шахмат», которое и сейчас повторяется ежегодно в том же виде.Такой сплочённой шахматной команды больше не было нигде. Старые учили молодых, молодые совсем маленьких. Не уметь играть в шахматы было позорнее, чем не уметь читать.

Изображение

С 1823 г. шахматы преподаются в местной школе в качестве самостоятельного предмета. Ученики сдают экзамены по теории и практике шахматной игры. Штребекские школьники носят на рубашке шахматную эмблему. На официальных документах, которые выдает управа, ставится печать в виде шахматной доски. На колокольне вместо флажка направление ветра показывает шахматная доска. Постучись в любую дверь, и гостя пригласят сыграть партию-другую.
С 1991 г. Штрёбек переименован в Шахдорф-Штрёбек(Schachdorf Ströbeck). «Шахдорф» по-немецки значит «шахматная деревня».

Изображение
герб Шахдорф-Штрёбек(Schachdorf Ströbeck)

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 09 июн 2015, 22:21

Шахматная деревня Штрёбек.

На этом легенды Штрёбека не закончились. В старину существовал любопытный обычай - выдавать невест замуж за жителей из других местностей только при условии, если жених «выигрывал» свою избранницу из Штребека у ее родителей за шахматной доской.
Нередко родители передавали роль экзаменатора деревенскому старосте — по традиции, сильному шахматисту. Пока они играли, гостям не разрешалось говорить ни слова об игре. Только когда они думали, что их игрок делает ошибку, им было разрешено сказать «Vadder mit Rat!»(играй обдуманно). Кандидат в женихи должен был хорошенько думать над шахматной доской, так как при проигрыше претендент на руку девушки не только получал отказ, но и выплачивал существенную сумму в общинную казну. Выиграй невесту в шахматы или плати. Это обеспечивало общине Штрёбек неплохой доход.

Изображение

На нотгельде в 75 пфеннигов изображена игра в шахматы старосты Селлига (Söllig) и его восьмилетнего сына Валентина(Иоганн Валентин Селлиг (1713-1788)) с герцогом Людвигом Рудольфом фон Брауншвейг.

Изображение
Ludwig Rudolf Braunschweig

Мальчик наблюдал за игрой между двумя мужчинами внимательно и, когда его отец собирался сделать неосторожный шаг, он сказал отцу «Vadder mit Rat!»(играй обдуманно), как это было принято в Штрёбеке, призывая его подумать еще раз. Староста пересмотрел свой ход и …. выиграл у герцога.
После этой партии в шахматы герцог поговорил с мальчиком, отметив у него глубокое понимание игры и ум. Герцог отправил умного крестьянского мальчика на учёбу к священнослужителю, оплачивая все расходы за ученье. После смерти герцога в 1738 г., Валентин стал дьяконом, а затем проповедником в Хассельфельде(Hasselfelde) в 1749г.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Re: Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 27 июл 2015, 23:12

В городе Кёльн много легенд и одна из них на мой взгляд очень интересная, т.к. благодаря этой легенде создан единственный в мире памятник женскому любопытству(Фонтан трудолюбивых гномов).

Изображение

Фонтан трудолюбивых гномов - это воплощение в камне стихотворения урождённого бреславца, прусского чиновника Августа Копиша написанного в позапрошлом (1836 г) столетии. Этим стихотворением учителя (и не только кёльнские!) донимают своих учеников.
Wie war zu Cölln es doch vordem
mit Heinzelmännchen so bequem!
Denn war man faul, ..man legte sich
hin auf die Bank und pflegte sich.
Da kamen bei Nacht, eh' man's gedacht,
die Männlein und schwärmten
und klappten und lärmten
und rupften und zupften
und hüpften und trabten
und putzten und schabten -
und eh ein Faulpelz noch erwacht,
war all sein Tagwerk ...bereits gemacht!...

How was it once upon in Cologne,
so comfortable with the Heinzelmen!
If you've been lazy ...just laid
down to the bench and let things slide.
There came at night, you didn't thought,
those men and swarm
clicked and fussed
plucked and picked
jumped and trotted
cleaned and scoured -
and before the lazy man awoke,
his daily work was ...done ...

Примерный перевод начала баллады(легенды)

О гномах речь. Устроились удобно
И кельнцу подходили бесподобно:
Коль был, положим, тот ленив безмерно,
То днями пиво пил и причитал наверно:
«Пускай работа достается умным!»
А гном меж тем идет отрядом шумным.
Толкаясь, топоча, приходит ночью смело,
Легко берется за любое дело:
До самого рассвета, ночку напролет,
Подшучивая, варит, парит, чистит, шьет.
Работа кельнцу – глаза продрать. Да неохота.
А глянет спозаранку – ба, вся сделана работа!

Изображение

Изображение

В центре Кельна, на одной из самых запруженных пешеходами улиц, находится фонтан Heinzelmännchen (Гейнцельмюнкен). Городская легенда рассказывает о том, что маленькие гномы помогали людям выполнять различную работу, а они могли в это время заниматься более приятными делами. Но однажды жена портного, захотела увидеть гномов, что выполняют разную черную и не только работу. И вот она придумала способ, как поймать их. Всю мастерскую мужа она засыпала горохом, чтобы гномы поскользнулись и она могла застать их в этот момент. Гномы пришли в ярость. История умалчивает, увидела ли их жена портного или нет. Факт в том, что с этого момента они покинули Кельн. В память о них жители города установили фонтан. Вокруг него несколько кафе, где люди сидят и смотрят на фигурки гномов выполняющих различные работы.
В средние века Кёльн был богатым городом, центром торговли и ремесел. Приезжавшие сюда в рыночные дни и в праздники торговцы и паломники дивились богатству горожан и редко видели их работающими. Им казалось, что кёльнцы только отдыхают или торгуют на рынках. Так появилась легенда, будто бы кёльнцы не сами создают свои богатства, а все за них делают трудолюбивые гномы по ночам, когда город спит.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Легенда о кёльнских гномах.

Давным-давно жили в Кельне гномы, которые охотно помогали людям в их повседневном труде. Однако свою работу гномики выполняли тайком, ночью, когда жители Кельна: сапожники, пекари и портные спали. С гномиками кельнцам было как-то удобно. Гномики выполняли всю домашнюю работу: готовили, пилили, пекли, шили...Мясникам помогали разделать свинью, а утром: «Хопп!» - колбаса уже лежала на прилавке! Люди были очень благодарны гномикам и оставляли им, как правило, стакан молока или немного еды.
Некогда жил в Кёльне портной. Жил, надо сказать, не бедно. И вот заметила как-то его благоверная удивительную штуку. Вечером брал он заготовки и спускался в подвал. А наутро те превращались в готовое платье. Притом, что муж в это самое время посапывал под теплым женушкиным боком.
Портной не жадничал. Достатком жене угождал. Чего ей на всем готовом не жилось?! Но вот заело бабенку: где, понимаешь, источник благ дислоцируется.
В безымянные времена женским нутром предвосхитила она девиз «Секретных материалов»: истина где-то рядом. Однажды ночью, оставив муженька в спаленке, спустилась в подвал. Услышала песенку в хоровом исполнении. Отворила дверь – звонкие голоса поисчезали.
Назавтра поступила иначе. Засветло рассыпала в подвале горох. На этот раз певуны быстро скрыться не смогли. Разглядела помощников мужа. Не удержалась от хохота: «А вы кто такие?» Позабавил ее вид ударников капиталистического труда с их колпачками, башмачками и нехитрыми песенками.
Может, домовые извинили бы женское любопытство. Но вот не смогли трепетные гномьи души насмешку перенести. Обиделись по-страшному. Все как один высыпали из подвала. И деру из Кельна. Естественно, после такого нахальства гномы сильно обиделись и покинули город.
С той поры всю рутинную работу, которую прежде брали на себя гномы, включая музыкальное сопровождение, вынужден был выполнять сам портной. Паши, милый, и мурлычь себе, что хочешь. И возьми с собой всех жителей города. Пусть тоже к труду привыкают. Еще как запели, словом…

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 13 окт 2015, 19:53

Ludwig der Springer - Людвиг Скакун (Прыгун)

Людвиг Скакун (нем. Ludwig der Springer), собственно граф Людвиг фон Шауэнбург (1042 — 1123) — граф Тюрингии с 1080 года. Упоминается во многих легендах, но исторических фактов о его жизни немного.
Людвиг пытался овладеть Саксонским пфальцграфством — территорией к западу от Заале и к северу от Унштрута. Наш герой весьма любил красивых женщин. Чтобы овладеть очередной красоткой, граф не задумывался о средствах. Однажды он даже убил супруга(пфальцграфа Фридриха III) понравившейся ему молодой замужней женщины, чтобы красавица больше не пряталась за спину мужа и Людвиг мог сам взять её в жёны. Преступление раскрылось и церковный суд заключил сластолюбца в тюрьму, в замок Гибихенштайн(Giebichenstein) близ Халле. Там он провел 3 года, ожидая казни, но не собирался мириться со своим положением и задумал побег. И согласно легенде, он совершил этот побег и получил свою кличку, прославившую его в веках – Прыгун или Скакун. Он сказался больным, и попросил принести ему шинель, чтобы укрыться от холода. На этой шинели Людвиг и выпрыгнул из окна башни замка, спланировав, как на парашюте, в реку Заале, где его ожидал слуга с лодкой и конём.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - ludwig-der-springer.jpg
Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - ludwig-der-springer.jpg (47.24 КБ) 1072 просмотра

Людвиг Скакун, иллюстрация 19-го века

Есть и другая концовка легенды
Во время этого бегства Людвиг совершил рискованный прыжок с седла коня, по кличке Лебедь, в реку Заале, за что и получил свое прозвище и которая изображена на нотгельде в 50 пфеннигов.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 50 12.JPG


В 1088 он женился на Адельгейде фон Штаде, вдове пфальцграфа Саксонского Фридриха III.
Другая легенда о Людвиге рассказывает об основании замка Вартбург, которая уже была рассказана в ранее выставленном посте.
Позднее Людвиг участвовал в мятежах против императора Генриха V, был схвачен и 2 года провел в темнице, откуда был освобожден в результате очередного восстания. Под конец жизни он ушел в монастырь. Людвиг является заглавным героем романа Г. Гейнзе (1791) и драмы Г.Хагеманна (1793).

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Wartburg-Ludwig.der.Springer. Людвиг Скакун, надгробная плита.jpg

Людвиг Скакун, надгробная плита

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 14 окт 2015, 14:45

Норис

В названии города Нюрнберг(в древности Норимберг) со второй частью слова (Berg, в переводе с немецкого «гора») все ясно, но относительно первой сплошной туман. Ни историки, ни языковеды так и не выбрали среди нескольких существующих версий одну, устраивающую всех. Между тем каждая из них по-своему интересна. Самая простая: от nur ein Berg — «только одна гора» (гора здесь действительно одна). Самая «историческая»: от имени римского полководца Друзия Клавдия Нерона, стоявшего на горе лагерем. Топографическая: имя городу дали переселившиеся сюда жители римской провинции Норикум, в память о родине. Этимологическая: от старонемецкого nuorenberc, что можно перевести как «скалистый утес».
Самая красивая: от волшебной птицы Норис (изображаемой обычно с миловидным женским лицом и пышной грудью), птицы счастья и удачи. Сторонники этой весьма туманной теории приводят в доказательство символику германских городов, в частности гербы, на которых в основном красуются силуэты крепостей, рычащие львы, орлы, холодное и горячее оружие. На гербе Нюрнберга никаких пушек нет, зато на зрителя смотрит женское лицо с мягкими чертами. Это единственный немецкий герб, где изображена полуптица-получеловек.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 800px-Птица_Норис.jpg

На данном фото немцы видно постеснялись оставить грудь открытой у Норис, прикрыли перьями

Легенда
Как-то Гьордур Ньюгерфрьёсен, легендарный основатель города, отбился от свиты и потерялся в лесу. Долго плутал он по тропкам леса Врендрюццель. Уже отчаялся он спастись, как вдруг птица Норис подлетела к нему, и человечьим голосом позвала его по имени! Гьордур побежал за птицей что было сил, и нагнал он её на вершине холма, откуда хорошо был виден тракт Тьялленграус и едущая по нему Гьордурова свита. Гьордур нагнал свой эскорт и сообщил всем, что на том холме произошло чудо, господом ниспосланное. И в честь своего спасения он основывает город Нюрнберг(в древности Норимберг).

На нотгельде в 1 марку(Нюрнберг) изображена птица Норис.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151014-0001.jpg


Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 17055d8a9f46.jpg

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 08 ноя 2015, 11:14

Легенда «поповского талера»

На лицевой стороне набора нотгельдов города Падерборн изображена монета, у которой есть своя легенда.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 1111.jpg


Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 2222.jpeg


Действие произошло во время Тридцатилетней войны (1618 — 1648). Одним из ярких и деятельных участников Тридцатилетней войны был младший сын герцога Генриха-Юлия Брауншвейг-Вольфенбюттельского Христиан (1599 - 1626), лютеранин, ярый противник католиков и Папы, проживший короткую, но бурную и полную приключений жизнь. Когда Христиану исполнилось 17 лет, он принимает должность администратора (управителя) архиепископства Хальберштадтского. Но вскоре эти обязанности стали его обременять, и мирился он с ними только по тому, что пост епископа давал ему доступ к финансам, столь необходимым для военных действий. В силу своего неспокойного характера, он получил в народе прозвище «безумного епископа» и уже летом 1618 года выступил с войском графа Морица Оранского (Нассауского) – правителя Нидерландов против испанской армии католиков.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Герцог Христиан Брауншвейг-Вольфенбюттельский. Картина Паулюса Морельсе, 1619.jpeg


В 1622 году Падерборн посетил Христиан Брауншвайгский, более известный по кличке "Красавчик Христиан". Главной целью визита стал сбор недоимок. На тот момент в городском совете возобладали протестанты. У них возник конфессиональный спор с тогдашним католическим епископом Дитрихом фон Фюрштенбергом и поэтому городской совет отправил к герцогу своих представителей для ведения переговоров. В этом был некий искушающий момент, поскольку Падерборн имел статус католического епископского города. Протестанты решили открыть городские ворота для вхождения герцога с "ограниченным контингентом" только на три дня. Католическое духовенство в условиях изоляции покинуло свой непокорный город.

И вот, 31 января, с многочисленным войском прибывает герцог и размещается в коллегии иезуитов. Сразу же он отправляется в собор и начинает его грабить, захватив, в том числе и серебряный ковчег с мощами Либория.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 4444.jpg

Святой Либорий
Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 5555.jpg

нотгельд со Святым Либорием
Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 0_36b98_e41a870d_XL.jpg

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 6666.jpeg

Изъятие статуй святых из Падерборнского собора.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151030-0005.jpg

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151102-0014.jpg

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151102-0016.jpg

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151102-0018.jpg

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-151102-0020.jpg

Серия нотгельдов о грабеже в Падерборне

Это было актом неподобающего кощунства и святотатства для в общем-то католического Падерборна и вызвало волну открытого возмущения среди горожан, грозившее перерасти в вооруженное сопротивление. "Изъяв церковные сокровища", ровно через неделю, 6 февраля, Христиан удалился восвояси вместе с ценностью, значение которого осталось для герцога за границей понимания. В Липпштадте святотатство продолжилось. Мощи были изъяты и ковчег вместе с другими сокровищами собора переплавлен в монеты. В насмешку над католическим духовенством серебряные талеры чеканятся с надписью «GOTTES/FREVND/DER/PFAFFEN/ FEINDT» (нем. «Друг Бога - враг попов») на аверсе. На реверсе – рука в доспехах с мечом, появляющаяся из облака, символизирующая гнев божий и круговая легенда «TOVT. AVEC. DIEV. 1622» (франц. «Все с божьей помощью»). Облако символизирует небо и, таким образом, божественные сферы. Диаметр от 41 до 47 мм. Вес 27 - 29 грамм.
Эти монеты в нумизматике получили название «талер врага попов» — пфаффефайндталер(нем. Pfaffenfeindtaler) и представляют собой монеты чрезвычайных обстоятельств. На фоне монет того времени они отличаются высокой пробой. Серебро для чеканки талеров «бравый разбойничий атаман» (так назвал герцога К. Маркс) получил, перелив статуи святых и «конфискованную» церковную утварь Падерборнского собора и монастырей Вюрцбурга и Эребрейтштейна. Благодаря этому святые при его правлении «пошли в народ» — так он якобы шутил, рассматривая свои новоотчеканенные талеры. Эти деньги, большей частью, были потрачены на финансирование военных походов герцога и вербовку наемников. Талер также предназначался для прославления герцога и показывал его отношение к соперничающей Католической лиге, являясь, таким образом, инструментом пропаганды. Место, где была отчеканена монета, достоверно неизвестно, но предполагают, что это мог быть город Липпштадт. Этот город в 1622 году на короткое время стал штаб-квартирой Христиана Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Но в Липпштадте в это время не было монетного двора, из чего можно сделать вывод, что оборудование для чеканки монет было привезено герцогом с собой. Высокое качество исполнения монет исключает их импровизированную чеканку.
Кроме серебра, из храма Святого Либория и Падерборнского собора наёмные войска герцога Христиана изъяли и золото, из которого были отчеканены дукаты.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 7777.jpeg


С 1624 по 1627 год реликварий Падерборнского собора был восстановлен мастером Гансом Краком из Дринденберга (Hans Krako von Drindenberg), согласно легенде, из серебра переплавленных пфаффефайндталеров. В самом деле, сегодня в оформлении ларца есть две полностью сохранившиеся монеты. Из-за того, что для чеканки этих монет использовался металл статуй святых, этим талерам был придан статус католических реликвий. Талеры видны в смотровое стекло дарохранительницы.
По другой легенде, чтобы хоть как-то замолить пред Богом грех кощунства "красавчиком Христианом" для ответственной работы мастеру были переданы 130 двойных золотых саксонских гульденов. Другими словами, на изготовление нового мощевика было положено как бы двойное число монет по сравнению с вылитыми из первого ковчега.

Изготовленный из золота, серебра и бронзы он привлекает в главный храм Падерборна огромное количество верующих и просто туристов.
Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - libori.jpg

А что-же случилось с "красавчиком Христианом"? Епископ, протестант, военачальник «одичавшей толпы», как называли его армию современники – Кристиан Брауншвейг-Вольфенбюттельский был верен своей религии, идее, и с безумием придавался борьбе за свободу лютеранской веры. Его жизнь закончилась в Вольфенбюттеле 16 июня 1626 года.

Несколько десятилетий спустя, чеканка пфаффефайндталеров была возобновлена. Первый раз, в 1670 - 1671 годах, во время распри между Рудольфом Августом Брауншвейгским (1666 - 1704) и епископом Мюнстерским Кристофом Бернхардом (1650 - 1678) из-за города Хёкстер. Второй раз, в 1696 - 1697 годах, по инициативе гравёра из Бреслау Иоганна Рейнгольда Энгельманна.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 01 май 2016, 18:20

"Берхингская щука"

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 10.JPG


На нотгельде города Берхинг(Berching) изображена щука в клетке, что очень странно. По этому поводу есть местная легенда.

Согласно местной легенде один местный житель нашёл на берегу щуку, которая осталась после большого наводнения близ города Берхинг, он никогда не видел такой рыбы и принес ее в мэрию. Но и в мэрии не видели такого чуда. После долгого обсуждения решили, что это птица и поместили ее в клетку и выставили на Ратушную площадь города для всеобщего обозрения.
После этого случая и возникло крылатое выражение: "Берхингская щука"

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 02 май 2016, 11:12

Об Ахенском Соборе,волчице и отрубленном пальце Дьявола

Дворцовая капелла Девы Марии, будущий ахенский собор, создавалась подстать заказчику, Карлу Великому. За образец взята была базилика Сан Витале в Равенне, образец надо было превзойти. Карл пригласил для постройки мастеров со всего света. Больше всего - из страны с самой передовой в те времена строительной техникой, из Византии. Управлял строительством местный зодчий Одо из Меца.
Но тут грянула новая война с саксами, Карл был вынужден покинуть Ахен, к своему возвращению пожелав видеть капеллу завершенной. Средств катастрофически не хватало, церковь стояла долгостроем и у всех была лишь одна мысль: где бы найти спонсора.
Спонсор не заставил себя долго ждать, явился из Преисподней, поигрывая хвостом, и заявляет: "Какие проблемы? Я вам - капеллу, вы мне - душу,первую, что войдет в двери вышеупомянутой капеллы".
Ахенцы подумали и согласились. Внезапно нашлись деньги, дело тронулось, из Равенны повезли римские колонны, из Византии - смальту для мозаик, и вскоре капелла была готова. Возник другой вопрос: где отыскать добровольца, что согласился бы отдать душу Дьяволу. Таковых по понятным причинам не нашлось.
Тут одну светлую голову осенило: "Ребята, ведь в договоре не прописано, что душа должна быть человеческой!" Ахенцы на радостях поймали в соседнем лесу волчицу и впихнули в капеллу. Черт, не ожидая от людей подвоха, набросился на зверя и свернул ему шею. А когда сообразил, что его надули, было уже поздно. В память о принесенной в жертву невинной душе (пусть даже и волчьей!), ахенцы отлили две бронзовые скульптуры. Одна из них и представляет собой сидящую на задних лапах волчицу, а другая – шишку пинии, символизирующую невинную душу.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - волчица с дырой в груди через которую чёрт вынул душу.jpg


Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - шишка - сама душа волчицы.jpg


А дальше продолжение легенды которое многие не слышали...

Дьявол обиделся, заперся в соборе и заявил. что не выйдет, покуда его требование не будет удовлетворено в полной мере. И непонятно, сколько могла бы продолжаться эта осада, но с Божьей помощью рыцари из свиты Карла Великого смогли вломиться внутрь и вытащить оттуда Дьявола. Тот упирался,визжал,зацепился пальцем за дверной крючок. И тогда один из тащивших выхватил меч и отрубил Нечистому палец. Бедняга с позором бежал, а палец так и остался в дверном крючке, с веками обронзовев.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - львиная голова на воротах.jpg


По другой версии, покидая Ахен, обозленный на людей нечистый в сердцах хлопнул створкой соборных ворот и угодил пальцем прямо в одну из двух звериных пастей, украшавших тяжелые навесные двери. Бронзовое чудище и отцапало черту перст. Говорят, если не побояться и сунуть руку в «нужную» пасть, то там и сейчас еще можно нащупать чертов палец...

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - львиная голова с пальцем внутри.jpg


Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Волчьи врата.jpg


Нынешний Ахенский собор украшают ворота каролингских времен, Wolfstur, то есть Волчьи ворота. Там два крючка в виде львиных голов: чертов палец у одного из львов в пасти.Видимо связывая с легендой об Ахенской волчице, стали называть ворота «волчьими».
Еще сохранились свидетельства, что Дьявол душу все-таки схватил и уж после сообразил, что его обманули. Потому в соборе стоит бронзовая волчица, на груди ее - отверстие для отъема души. Некоторые, правда, утверждают, что это не волчица, а медведица, отлита в римские времена и венчала фонтан с горячей водой. Кроме того, напротив волчицы - бронзовая сосновая шишка размерами примерно с волчицу. Говорят, это и есть душа, которую Дьявол в гневе выкинул. Ахенцы считают, что если потрогать левую переднюю лапу волчицы - верный способ приманить удачу.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Aachen 25.JPG


На монете(нотгельде) города Ахен изображена Ахенская волчица с отверстием в груди, через которую чёрт вынул душу.

Но и на этом легенда не заканчивается....

Обиженный, обманутый и искалеченный чёрт убежал довольно далеко, во Фландрию, к Северному морю. Там он перевязал руку, набил песком огромный мешок, взвалил его себе на плечи и пошёл мстить, решив засыпать ведь город к такой-то бабушке! Путь был неблизкий, и даже чёрт изрядно утомился, под таким-то грузом. К тому же палец болел, что хоть и прибавляло решимости, но отнимало силы. Так что увидев старуху-торговку чёрт плюхнул мешок на землю и небрежно поинтересовался, далеко ли до Ахена? Старушка оказалась суеверной, слухам верила, и, отметив отрубленный палец, копыто вместо ноги и истеричный взвизг при слове "Ахен" заявила: "Да я оттуда и иду, милок. Я там на базаре была, купила свежий хлеб и новые башмаки." Чёрт потрогал горбушку, по плотности и вкусовым качествам напоминавшую булыжник, посмотрел на драные опорки, плюнул, высыпал весь песок прямо на том же месте и поплёлся в ад. Так и возникла недалеко от Ахена гора Лусберг.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 1.JPG


Скорее всего из-за этой легенды и была изображена на монете 1 грош=10 пфеннигов торговка. А на горе Лусберг в связи с этой легендой возникла скульптурная композиция – черт и крестьянка(торговка), иллюстрирующая легенду о происхождении этой горы. Правда торговка как-то постройнее(почти фотомодель) стала, наверное дань моде.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - торговка с чёртом.jpg


И опять легенда не закончилась...

Больше пятисот лет чёрт зализывал рану и строил козни. И таки дождался. В 1353 году бургомистр Герхард Хорус затеял переустройство собора - решил пристроить к ней хор. По специальному приглашению прибыл опытный зодчий - угрюмый, черноволосый, с чёрным пуделем - и взялся за дело. Но дело не спорилось - стены рушились, купол не держался. Зодчий снова и снова приказывал перестроить здание - но всё было напрасно.
И вот однажды вечером, когда строители уже разошлись по домам, зодчий пошёл осмотреть стройку. Он видел трещины в стенах, понимал, что завтра снова придётся рушить всё строение - и выругался так, что чертям в аду жарко стало. Запрос не остался без внимания - пудель взвыл, вытянулся, встал на задние лапы - и превратился в чёрта. Условия сделки были просты до идиотизма: чёрт строит хор, и по окончании работ получает душу зодчего в своё полное распоряжение. Замены не допускаются, расторгнуть договор нельзя. Зодчий согласился - и работа закипела. Наутро зодчего нашли мёртвым посреди полностью достроенного собора - на лице счастливая улыбка, а в здании только витражей и отделки не хватает.
Черт поволок душу в преисподнюю, но нарвался на отряд ангелов, которые, помахивая огненными мечами, разъяснили ему, что строительство собора - дело богоугодное, в ад за такое не отправляют, а если у кого пальцев многовато, то это дело поправимое. Чёрт, матерясь не хуже зодчего отправился в ад налегке, а архитектор отбыл в рай. Но без наказания он не остался - в наказание за сделку с нечистым имя его забылось. Кстати, Гёте знал эту легенду и нагло ей воспользовался для своего Фауста(у Гете черный пудель превращается в Мефистофеля).

А что же с собором.... и снова легенда

Строительство собора должно, как известно, закончиться его освящением. Карл Великий вернулся с войны и горел желанием отметить это событие с большой помпой. Кроме Папы, различных прелатов и графов, тщеславный император пожелал, чтобы в освящении собора приняли участие ровно 365 епископов — столько, сколько дней в году. Но накануне празднества, к разочарованию Карла, в городе оказалось только 363 епископа. Грандиозная идея была на грани провала.
Милосердный Господь снизошел к страстным мольбам императора. Он послал двух Своих ангелов, чтобы те подняли усопших епископов, покоившихся в аастрихтской церкви. Повинуясь велению, епископы Мундольф и Гундольф восстали, покинули свои гробницы и в полном епископском облачении отправились в сторону Ахена. О приближении их ахенцев известило... отчетливое и громкое постукивание костей покойников. Желание императора исполнилось. А память об этом чуде жители города увековечили в названии переулка, по которому, гремя костями, покойные епископы вошли в город, а затем покинули его — Клаппергассе. Gasse означает „переулок", а словечко Klapper переводится как „трещотка", „погремушка".

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 9999999.jpeg


Как я уже говорил в первом сообщении "«из песни слов не выкинешь», легенды создавал народ и не нам их менять. В некоторых случаях статьи могут быть в чём-то похожи ."

Вот версия Рольфа Майзингера

Ахенская волчица

На нотгельдах города Ахена (Aachen) – земля Северный Рейн-Вестфалия – номиналами в 10 и 25 пфеннигов 1920 г. есть изображение сидящего на задних лапах дикого зверя.
Это знаменитая Ахенская волчица, о которой повествует следующая легенда. Когда на строительство грандиозного ахенского костела неожиданно закончились деньги, старейшины города обратились не в банк и не к ростовщикам. Вместо этого они решили вызвать черта. Тот ознакомился с состоянием дел на стройке и дал свое согласие закончить собор. Но взамен, как и ожидалось, потребовал непорочную душу – первого, кто войдет в построенный собор. Бургомистр ударил с нечистым по рукам, и сын ада принялся за работу. При этом он так старался, что умудрился закончить церковь раньше назначеного срока. Но и отцы города не дремали. Как только последний камень был положен на цемент, через ворота новенького собора пустили пойманную в лесу волчицу. Черт, не ожидая от людей подвоха, набросился на зверя и свернул ему шею. А когда сообразил, что его надули, было уже поздно. В память о принесенной в жертву невинной душе (пусть даже и волчьей!), ахенцы отлили две бронзовые скульптуры. Одна из них и представляет собой сидящую на задних лапах волчицу, а другая – шишку пинии, символизирующую невинную душу.
Ахенскую волчицу еще и сегодня можно увидеть во дворе собора. Однако, в действительности это вовсе не волчица, а медведица. Обе скульптуры (и шишка пинии тоже!) были привезены Карлом Великим (747-814 гг.) из военного похода с Пиренейского полуострова. Историки уверены, что отлиты они были во времена правления римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.) При этом «волчица» якобы напоминала королю франков об известной капитолийской легенде, по которой отцы-основатели Вечного города были вскормлены такой вот хищницей. Ученые выяснили, что изначально обе фигуры украшали собой какой-то фонтан или даже фонтаны. Кстати, на монетах можно разглядеть и отверстие на груди зверя, из которого когда-то вытекала вода. Известно, что в XIX в. левая передняя лапа «волчицы» была заменена, а позже ремонтировалась и правая. Кроме того, в пасти медведицы не хватает нескольких зубов. Правда, не известно, как она их потеряла. Произошло ли это во время «переезда» из Италии, или их растащили на сувениры туристы.
У рассказанной выше легенды есть довольно неожиданное продолжение. Покидая Ахен, обозленный на людей нечистый в сердцах хлопнул створкой соборных ворот и при этом лишился большого пальца на левой руке. Как такое могло случиться, спросите вы. До очень просто! Он угодил им прямо в одну из двух звериных пастей, украшавших тяжелые навесные двери**. Бронзовое чудище и отцапало черту перст. Говорят, если не побояться и сунуть руку в «нужную» пасть, то там и сейчас еще можно нащупать чертов палец...

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 04 май 2016, 17:04

Святой Мартин
Святой Мартин (Мартин Милостивый, Мартин Турский) родился в IV веке в римской провинции Паннонии. Является одним из самых почитаемых мучеников западного мира. Святой Мартин – символ милосердия и аскетизма.
В ранней юности он, по воле отца, тоже стал легионером и служил в провинции Галлии, на территории нынешней Франции. До принятия монашества Мартин был военачальником при императоре Юлиане Отступнике (361-363) и отличался храбростью. Когда варвары напали на империю, по приказу императора святой Мартин со своим отрядом вышел из города, чтобы сразиться с ними.

Легенда

Однажды холодным зимним днем юный Мартин в красном солдатском плаще, опоясанный мечом, въезжал в ворота города Амьена. Вдруг его окликнул жалкий замерзший нищий и попросил милостыню. У Мартина не оказалось денег и он, не долго думая и не обращая внимания на насмешки товарищей, разрубил мечом свой красный плащ и отдал половину нищему, чтобы тот согрелся. (Весь плащ солдат никак не мог отдать бедняге – ведь это была часть его военной формы.) На следующую ночь ему явился Иисус в половине плаща, и ......

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 75 2 MEININGEN.JPG

нотгельд 75 пфеннигов города Meiningen (Майнинген)

Несколько версий:
1.пообещал победу над неприятелем, что вскоре и свершилось. Император торжественно встретил победителя и предложил ему принести жертву идолам в благодарность за одержанную победу. Но святой Мартин сказал, что хочет принести жертву Христу, с помощью которого победил врагов, и стать иноком. Император отпустил святого.
2.... сказал: «Согрев нищего, ты согрел и меня».
3.... сказал : «Ты сделал добро для брата моего, значит, сделал добро для меня».
4.... сказал, что таким образом испытал его веру.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - «Святой Мартин делится плащом с нищим», картина Эль Греко.jpg

«Святой Мартин делится плащом с нищим», картина Эль Греко.

Трогательная и поучительная притча о солдате и нищем вдохновляла художников и скульпторов Средневековья и Возрождения, а остатки знаменитого плаща почитались как священная реликвия и хранились при дворе французских королей в особой часовне, которую называли капеллой (от латинского „cappa“ – плащ). Так, благодаря плащу Св. Мартина, появились в европейских языках слова: капелла, капеллан, капельмейстер.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Фреска в церкви Либфрауэнкирхе в Обервезеле на Рейне.jpg

Фреска в церкви Либфрауэнкирхе в Обервезеле на Рейне

Мартин оставил военную службу, принял христианство, прославился добрыми делами и за свое благочестие был избран епископом города Тура. Дата его погребения – 11 ноября – и отмечается как день святого Мартина(Martinstag), покровителя воинов, ткачей, нищенствующих.

В Германии День святого Мартина (Martinstag) является праздником сбора урожая. Особенно он любим детьми. Ведь именно в этот день происходит Laternenumzug (в свободном переводе - "Шествие с фонариками"), а на стол ставится жареный гусь.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Erfurt, 50 pf, 1918.jpg

нотгельд 50 пфеннигов города Erfurt(Э́рфурт)

Первый атрибут – это фонарик из бумаги и свечки. Делают такой элемент дети в детских садах или начальных классах школы. Процесс изготовления длиться достаточно долго и может составлять порой даже две недели. Затем произведение детского творчества активно используется в праздничных шествиях. В вечер праздника дети вместе с родителями собираются в условленном месте (обычно около церкви) и отправляются колонной в заранее определенное место, распевая песенку: "Laterne, Laterne – Sonne, Mond und Sterne...".. Процессия выглядит впечатляюще - взрослые несут факела, дети бумажные фонарики с зажженными свечами. Обычно в таких походах участвует до нескольких сотен человек, таким образом, по городу растягивается этакая светящая змея из сотен фонариков и факелов.Происхождение данного ритуала объясняется одной легендой.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - шествие.jpg


И опять несколько версий:

1. По легенде, именно таким образом односельчане святого Мартина искали его в свое время с фонарями и факелами для того, чтобы воздать ему должное за его доброту. Считается, что когда дети идут по улицам, то Всевышний обращается к ним и помогает стать добрее и отзывчивее.
2.По ночам, будучи епископом, Мартин ходил по улицам города с фонарём в руках, освещая темноту и подавая сигнал надежды из дали, из тьмы туманной всем нуждающимся, всем, кто ищет милости и помощи, чтобы согреть одинокое сердце любовью.
Поэтому традиция зажигать фонарики и в светящимся шествии пройти по тёмным улицам города, даря свет надежды и тепло любви, хранима и по сей день!
3. Существует поверье, что когда-то святой Мартин потерялся, и местные крестьяне пошли его искать. Ну а поскольку стемнело, то необходимы были факелы. Теперь их символизируют детские самодельные фонарики. Ну и сама процедура праздника чем-то напоминает операцию поиска, только с театрализованными элементами.

Вторым важным атрибутом данного торжества – это гусь. По легенде .... и снова несколько версий
1.Когда народ захотел избрать Мартина епископом города Тура, он, считая себя недостойным этой чести, спрятался от своих почитателей в птичнике, предназначенном для гусей. Но гуси, обнаружив, что их жилище занято, подняли такой шум, что Мартин был без труда найден и тут же
провозглашен епископом:

Als der heilge Sankt Martin
will der Bischofsehr entfliehn.
Sitzt er in dem Gaensestall
niemand findt ihn ueberall,
bis der Gaense gross Geschrei
seine Sucher ruft herbei.
(Когда Святой Мартин хотел избежать епископства, он спрятался в птичнике, и никто не мог его найти,
пока гуси не закричали и не помогли поискам)
.

С тех пор на праздник гуси каждый раз расплачиваются за свой гогот.

2. Мартин произносил горячую проповедь о том, что богатые должны делиться с бедными, и в этот момент стадо гусей громко загоготало. Не долго думая, св. Мартин приказал сделать из них жаркое. С тех пор в праздник, посвящённый святому Мартину, принято ставить на стол жареных гусей.

Эта легенда, скорее похожая на анекдот, чем на эпизод из жития святого, очень полюбилась народу:ведь Мартин предстает здесь скромным, не чуждым сомнений человеком. Историки, однако, считают, что обычай в день Св. Мартина подавать на стол жареного или фаршированного гуся объясняется не этой довольно поздней легендой, а причинами вполне практическими. В старину считалось, что со дня Св. Мартина начинается зима: к этому времени завершались работы на полях, домашних животных и птиц размещали в стойлах и птичниках, а поскольку кормить их всю зиму было накладно, да и места не хватало, часть животных, и особенно много гусей, забивали. Именно поэтому застолья в день Св. Мартина были столь обильны, а традиционным блюдом стал гусь - Martinsgans.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 07 май 2016, 10:48

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Scan-160507-0001.jpg


На нотгельде 500 000 марок города Дюссельдорфа изображён памятник курфюрсту Иоганну Вильгельму II (1679-1716) более известному среди жителей Дюссельдорфа как Ян Виллем.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 222.jpg


Бронзовая статуя весом 8 тонн, была изготовлена еще при жизни курфюрста, в 1711 году. Автором этого выразительного памятника выполненного в стиле барокко является Габриель де Групелло (Gabriel de Grupello), придворный скульптор дома Пфальц-Нойбургов.
Существует легенда, что памятник был сооружен на деньги, собранные для этой цели горожанами, на постаменте действительно выбит памятный текст: «Установлен благодарными жителями в 1711». В 1831 году по проекту Адольфа де Вагедаса было обновлено довольно скромное основание памятника.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 111.jpg


Легенда

Несмотря на огромный опыт, Групелло не захотел рисковать, и взял за основу памятника Яну Виллему, конную скульптуру Великого Курфюрста в Берлине, выполненную Шлютером. Убрав фигуры рабов у цоколя, Групелло сохранил основную концепцию скульптуры, создав образ грозного и мудрого правителя. Как и у великого курфюрста, фигура Виллема одета в античный костюм и пышный парик, и так же торжественно восседает на коне.
Это огромная конная скульптура высотой до 4 м. и весом 8000 кг. И вот мастер приступает к отливке. Как будто бы всё просчитано и определено. Он известный мастер и легко должен сделать отливку. Но она не получается. Огромные раковины и трещины говорят о его просчётах. Он срывается на подмастерьях, но это ничего не меняет.
По городу уже поползли слухи, и если ему не удастся вторая отливка, то придется покинуть Дюссельдорф. Ведь согласиться на третью попытку – это расписаться в своём бессилии. Так нарастает напряжение. Наконец, назначается день второй отливки. Любопытные горожане стекаются на площадь. Мэтр нервничает. Но пора начинать. Поначалу всё идёт хорошо, но чем дальше идёт процесс, тем больше волнуется Групелло. Он посылает подмастерьев на склад и требует ещё и ещё добавок к литью. Но склад пуст. Растерянный и бледный стоит мэтр у своего детища. Неужели опять неудача? Полная тишина повисает над площадью. И вдруг, один из его учеников подняв подол фартука, бросается к толпе. «Серебро, серебро» – кричит он, и горожане сразу понимают, что от них ждут. И вот уже в подол летят серьги, кольца и цепочки. Жители близлежащих домов несут посуду и ложки. И всё это бросает мальчишка в бурлящий металл. Ведь это был не просто металл.
Серебро ещё хранило тепло человеческого тела благородных дюссельдорфцев. Ожил мастер. «Серебро для памятника нашего любимого курфюрста» – всё ещё кричит мальчишка, но Групелло уже уверенно завершает плавку. Проходит немного времени, остывает металл, и толпа облегчённо вздыхает. Памятник готов, и теперь он будет вечно стоять на этом месте. А благодарный мастер отливает фигурку своего ученика, и в знак признательности устанавливает её на крыше литейки.

Много лет спустя, знаменитый поэт Генрих Гейне, будет вспоминать, как он мальчишкой, прибегал к этому памятнику и «..часами простаивал перед статуей, ломая себе голову над тем, сколько на нее пошло серебряных ложек и сколько яблочных пирожков можно было бы купить за такую уйму серебра».

Но вернёмся к памятнику маленькому подмастерью. Позднее, он найдёт своё место на углу площади и будет подсвечиваться ночью специальными прожекторами. Так и стоит он там сегодня, слегка приподняв подол фартука, невольно напоминая нам о том, как жители города помогли своему великому мастеру.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Дюссельдорф, памятнику маленькому подмастерью (Gießerjunge).jpg

Дюссельдорф, памятнику маленькому подмастерью (Gießerjunge)

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 333.jpg

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 18 сен 2016, 21:46

"Прекрасный фонтан"

В 1921 году Нюрнберг выпустил 45 видов нотгельдов для проезда на трамвае. Красиво оформленные монеты Нюрнберга изображали достопримечательности города и его великих людей. Здесь можно было увидеть живописца Альбрехта Дюрера, изобретателя глобуса Мартина Бехайма, создателя карманных часов Петера Хенляйна и т.д. Многие строения, замки и памятники, изображенные на монетах, свидетельствуют о прежнем значении Нюрнберга.
Нотгельды Нюрнберга представляли из себя восьмиугольные монеты, отчеканенные из алюминия. Номинал монеты - 20 пфеннигов. Год выпуска и начала обращения - 1921. Диаметр - 24 мм. Вес - 1,23 гр. На аверсе в центре указан номинал монеты, окруженный надписью "Nürnberg-Fürther Strassenbahn" (трамвайный маршрут Нюрнберг-Фюрт).

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 20.JPG


На одном из нотгельдов изображён Schöner Brunnen -"Прекрасный фонтан" или "Красивый фонтан".Восьмигранный 19-метровый "Прекрасный фонтан" — это произведение средневекового искусства (раннее средневековье).
К возведению фонтана в Нюрнберге приступили в 1385 году. Работы продолжались 11 лет. Сначала за строительство отвечал мастер Фриц Пфинцинг (Fritz Pfintzing), а после его смерти - Генрих Бехайм (Heinrich Beheim). Часто в качестве автора фонтана упоминается именно второй его создатель, а о первом как-то забывают.
По легенде, которая не имеет под собой исторического фундамента, фонтан должен был стать украшением верхушки церкви Фрауенкирхе (она находится на этой же площади, напротив), но поскольку это сооружение из-за огромного веса никак невозможно было поднять на крышу церкви, то решили оставить его, в качестве "приятного воспоминания".
«Прекрасный фонтан», согласно замыслу создателей, должен был наглядно отобразить средневековую систему ценностей – мировоззренческие и государственные принципы Священной Римской империи. Нюрнберг был одним из важнейших и самых богатых ее городов. Именно здесь в XIV веке приняли «Золотую буллу» – своего рода основной закон империи.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 24064669.jpg


Сорок различных фигур украшают фонтан. В восьми фигурах в верхнем ряду на готическом шпиле фонтана изображены Моисей (восточная сторона) и семь ветхозаветных пророков (по часовой стрелке, если смотреть сверху) - Иоиль, Исайя, Амос, Иезекииль, Иеремия, Даниил, Осия.
На среднем уровне расположено попарно сразу шестнадцать фигур, из них 7 фигур средневековых курфюрстов, и 9 старинных героев, по трое от христианства, иудаизма и античности. Согласно замыслу создателей фонтана фигуры этих людей должны символизировать единство человеческого рода. Среди них — вожди еврейского народа Иисус Навин, Иуда Маккавей и Царь Давид; великие античные полководцы — Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский и троянский полководец Гектор; семь курфюрстов, избиравших императора Священной Римской империи, то есть архиепископы Кельна, Трира и Майнца, король Чехии, пфальцграф Рейнский, маркграф Бранденбурга и курфюрст Саксонии. Те самые курфюрсты, круг которых был определен в "Золотой булле". Последние три фигуры в этом ряду — христианские деятели: британский король Артур, император Карл Великий и "Защитник Гроба Господня", один из предводителей первого крестового похода Готфрид Бульонский. У ног этих фигур из готического шпиля выглядывают "антигерои" - неприятели или враги Нюрнберга, например, "рожа" ("Fratze") средневекового рыцаря, который грабил купцов на подступах к Нюрнбергу.
В нижней части фонтана у бортика бассейна - еще шестнадцать исторических персон, присевших в два ряда. В первом ряду, ближнем к зрителям, собрались ученые, символически представляющие предметы в средневековых школах. В "расписании занятий" — философия, за которую отвечает Сократ. Пифагор с флейтой в руках преподает музыку. Эвклид с угольником и щипцами — геометрию. Птолемей с секстаном — астрономию. Никомах из Герасы с арифметической табличкой — арифметику. Аристотель — диалектику. Цицерон — риторику. Римский писатель Элий Донат — грамматику. На базе этих античных предметов возникла вся современная система школьного образования. За спинами ученых расположились апостолы-евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также римские Отцы Церкви — Амвросий Медиоланский, Иероним Стридонский, Аврелий Августин Блаженный и Григорий Великий.
Самую нижнюю часть фонтана оккупировал многочисленный сонм чертей и ухмыляющихся рож, призванных отпугивать нечистую силу.

А теперь ещё одна легенда связанная с этим фонтаном.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 14493_orig.jpg


Кроме самого фонтана, туристов привлекает и золотистое кольцо, вставленное в красивую решетку в юго-западной стороне. С историей появления "золотого" кольца в решетке фонтана связана легенда.
Ренессансной решеткой работы мастера Паулуса Куна (Paulus Kuhn) этот готический фонтан был окружен в 1568 году. Когда именно в ней появилось первое кольцо, точно неизвестно. По легенде, один молодой человек, бывший подмастерьем у мастера, который делал решетку фонтана, и желавший жениться на дочери своего хозяина, вставил это кольцо за одну ночь, чем произвел неизгладимое впечатление на возлюбленную и на ее отца. "Фокус" состоял в том, что ни на кольце, ни на решетке не было видно швов. Если повращать кольцо по часовой стрелке и при этом загадать желание, оно обязательно сбудется!
Долгое время кольцо было изображено на гербе корпорации, в которую входили ученики городских ремесленников. Первое оригинальное кольцо пропало во время реставрации в 1821-1821 годах. Нынешнее "золотое" кольцо - его копия, причем, как минимум, пятая. "Злые языки" в связи с этим даже утверждают, что кольцо утратило свою магическую силу, счастья больше не приносит и желания не сбываются. Если понаблюдать за сияющими от радости лицами детей, то свою функцию оно выполняет безукоризненно.
На противоположной стороне фонтана находится второе кольцо – "потайное", которое не так легко найти. Его изготовили из железа реставраторы, которые восстанавливали фонтан в 1903 году, чтобы продемонстрировать свое ремесленное мастерство. Правда, это железное кольцо туристы, как правило, не замечают. Оно не блестит. Но жители Нюрнберга считают, что настоящее волшебное кольцо - железное и именно после вращения его исполняются желания, а "золотое" кольцо годится только для приманивания туристов.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 21 сен 2016, 14:19

На другом трамвайном нотгельде Нюрнберга 20 пфеннигов изображен легендарный прыжок раубриттера (нем. Raubritter),барона-разбойника Еппелейна фон Галлингена (Eppelein von Gailingen) (1311-15.5.1381). Точная дата рождения не подтверждена, разные источники называют даты между 1300 и 1330.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 20.JPG


Доподлинно неизвестно, что привело Эппелейна в ряды разбойников, но начиная с 1360 года он начал нападать на торговые караваны, проходившие через нюрнбергские леса. Городскую знать раздражало особенно то, что он не только похищал дорогостоящие товары, но и брал в заложники купцов и требовал за них выкуп. В 1369 году суд города Нюрнберга объявил его вне закона. В 1375 году власти разрушили его имение «Вальд». С этого момента Эппелейн с друзьями, не менее благородного происхождения, становится настоящей грозой для Нюрнберга. Лет через шесть, как утверждает легенда, он все-таки был схвачен и был приговорен к смерти. Поскольку пойманный был человеком благородного происхождения – он мог рассчитывать на некоторую снисходительность в обращении с ним. Перед виселецей Эппелейн попросил о последнем желании – «Дайте мне, пожалуйста, последний раз сесть на мою любимую лошадь». Его просьбу удовлетворили – разрешили прокатиться верхом в замкнутом крепостном дворике. Гайлинген вскочил на коня и…

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Eppelein_Sprung.jpg


перемахнул через крепостную стену и ров, ширина которого в этом месте составляет 15 м, и был таков! Но следы подков легендарного жеребца Эппелейна сохранились на крепостной стене Кайзербурга.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Nyurnberg-Volnaya-Ziginy.jpg


Самое интересное что при прыжке через стену, Еппелейну уже было 70 лет. Правда, через некоторое время после побега из Кайзербурга, он снова был схвачен, и на этот раз казнён через колесование в городке Ноймаркт-Верхний Пфальц (Neumarkt in der Oberpfalz).

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 61075291_Eppelein.jpg


На стене дома, находящегося поблизости от места прыжка, изображена ключевая сцена легенды: рыцарь, перепрыгивающий на коне крепостную стену. Изображение сделано в технике сграффито (объемный рисунок, который процарапывается в верхних слоях штукатурки, обнажая нижние, отличающиеся по цвету).

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - Eppelein в тюрьме..jpg

Еппелейн в тюрьме

Вот ещё одна легенда о знаменитом разбойнике, обедневшем рыцаре, Еппелейне Гайлингене.
Однажды городское собрание решило показать в старом выставочном зале дары, полученные Нюрнбергом в течение нескольких последних лет. Незнакомый рыцарь в чёрном одеянии прохаживался по выставке и с интересом разглядывал золотую клетку, которая его особенно заинтересовала. Вдруг из соседнего зала донесся шум. Это приезжие крестьяне поспорили с охранником. Все посетители сбежались, чтобы посмотреть в чем дело. Когда общими усилиями крестьян удалось успокоить, чёрный рыцарь исчез. Вы наверное уже догадались, что вместе с рыцарем исчезла и золотая клетка. Это Еппелейн все подстроил, чтобы отвлечь внимание охраны и заполучить нюрнбергские богатства.

Эксперт по бумажным нотгельдам
Эксперт по бумажным нотгельдам
Аватара пользователя

Автор темы
VIK586
Сообщения: 4064
Зарегистрирован: 13 ноя 2014, 09:14
Репутация: 574 [ / ]
Имя: Виктор
Мои интересы: нотгельды
Откуда: Псков

Нотгельды и легенды на них .

Сообщение VIK586 » 23 сен 2016, 11:31

На ещё на одном трамвайном нотгельде Нюрнберга 20 пфеннигов изображен фонтан "Гусиный пастушок" или «Мужичок с гусями» (Gänsemännchenbrunnen).

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 20.JPG


Который находится во дворе Новой ратуши, на площади, именовавшейся Гусиной, поскольку на ней издавна торговали птицей. Это одна из самых популярных бронзовых фигур Нюрнберга. Фонтан изображает крестьянина из «Чесночной земли» (Knoblauchsland; находится к северу от города) в модном платье XVI в. Герой держит подмышкой гусей (видимо, идёт на рынок и несет гусей на продажу), чьи клювы, собственно, и выступают в качестве водосточных труб. Согласно городским хроникам, заказан фонтан был в 1550 году. Предположительно, это был заказ городских властей.

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - 111.jpg


С историей фонтана связано несколько легенд. Одна из них рассказывает о деревенском жителе, предпочитавшем, как говорится, пиво воде. Однажды у него закончились деньги, он взял двух своих последних гусей и отправился на рынок в город, чтобы продать их и выпить пива. Его вполне можно понять - пиво в Нюрнберге варят отменное.
Путь был долгим, а день жарким. Жажда окончательно замучила крестьянина. Тогда гуси, учуявшие шанс на спасение, заговорили и предложили сделку: если они помогут ему утолить жажду, то он должен сохранить им жизнь. Как только крестьянин согласился на эти условия, из гусиных клювов потекла кристально чистая и прохладная вода…

В этот момент по дороге проходил незнакомец, сильно удивившийся происходящему. Крестьянин рассказал ему о том, что с ним случилось. Незнакомцем оказался знаменитый мастер бронзовой скульптуры Панкрац Лабенвольф (Pankraz Labenwolf), который потом использовал эту историю для создания фонтана. Крестьянин, через некоторое время попавший в Нюрнберг, сильно удивился, когда обнаружил свой "портрет" на одной из городских площадей...

Легенды и сказки на нотгельдах Германии. - fontan_muzhchina_s_gusjami_v_majningene.jpg

копия фонтана в городе Майнинген

У этого фонтана есть несколько копий. Одна из копий этого фонтана, которую заказал сам Людвиг II, находится в замке Хоэншвангау, в котором вырос баварский король. Еще одним знаменитым почитателем нюрнбергского гусиного пастушка был Иоганн Вольфганг фон Гёте. Этот немецкий поэт четыре раза бывал в Нюрнберге. Во время одного из визитов он приобрел для себя глиняный вариант "Мужичка с гусями". В письме от 5 июля 1814 года Гёте благодарит своего нюрнбергского знакомого, который помог изготовить керамический слепок с оригинальной скульптуры. У исследователей нет сведений о том, что стало с этой глиняной копией после смерти Гёте, но в Веймаре, где он жил и работал, установлена бронзовая копия нюрнбергского фонтана. Другие копии "Мужичка с гусями" находятся в швейцарских городах Люцерн и Тун, а также в немецком городе Майнинген.


Вернуться в «Раздел эксперта VIK586»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя

cron